Перевал Айлама (2Б,4050)


Скально-ледовый перевал, ведущий в направлении с востока на запад, из долины Байтора, левого притока реки Джеты-Огуз, на ледник Айлама Западный в верховьях одноимённой долины (бассейн реки Чон-Кызылсу). Находится он в ближайшем к основному хребту Терскей-Алатау понижении бокового хребта, разделяющего эти две реки.
Характер склонов: а) с востока: осыпь, висячий ледник, скалы крутизной от 40 до 60 градусов и высотой около 100 метров; б) с запада: крупноблочная осыпь, пологий ледник.
Необходимое снаряжение: основная верёвка, набор скальных крючьев и закладок, петли, могут понадобиться ледобуры. Личное снаряжение: каска, страховочная система, кошки, жумар, ледоруб.
Время прохождения: 6-7 часов, в том числе от морен до ледника около 30 минут, примерно столько же на подъём по леднику до основания скальной стенки, часа 3 на подъём на седловину, около часа на спуск до первых стоянок.

Путь от реки Байтор ко всем перевалам, ведущим в соседние долины, начинается от слияния её двух истоков, разделённых характерной чёрной вершиной (Ф.0-09). Правее этой скалы, в верховьях западного истока видна красивая двурогая вершина Айлама (4909), по направлению к которой нужно идти, чтобы попасть к одноимённому перевалу. Путь достаточно очевиден: по траве вдоль левого берега речки с выходом на морены, а затем - на пологий и ровный ледник. Идти нужно прямо в направлении ледопада, спускающегося с западного плеча вершины Айлама (Ф.1-03r). Трещины на леднике начинают появляться только при приближении к повороту направо за длинный скальный гребень. Только отсюда впервые открывается вид на перевальный взлёт. Он представляет собой невысокую скальную стенку, под которой лежит сползающий слева направо язык висячего ледника.
Путь подъёма на перевал Айлама с востока
Путь подъёма на перевал Айлама с востока
Чтобы подойти к началу подъёма на перевал, в зависимости от конкретной ледовой обстановки и количества снега, может оказаться необходимым выйти на морены справа по ходу. После этого (в бесснежное время года) следует подойти по осыпям под скальный выступ, на который наползает язык ледника, и выйти на плоский верх этой скалы. Здесь приходится надевать кошки и подниматься по льду к подножию скального взлёта. При этом достаточно крут (более 40 градусов) только начальный участок метров десять длиной, выше которого лёд выполаживается. Под скалами практически всегда лежит снег, и можно достаточно спокойно стоять.

Подниматься по скалам можно разными путями. Один из вариантов (как мы и шли) - по диагонали справа налево по достаточно пологой (порядка 40 градусов с парой участков покруче) ровной плите, рассечённой узкими трещинами, в направлении наиболее низкой точки гребня. Налегке этот путь проходится быстро и без проблем. Следует заметить, однако, что надёжных точек для закрепления страховки при подъёме с рюкзаками здесь мало. При этом, чтобы попасть на другую сторону, приходится уже практически на гребне облезать свободно лежащие большие валуны. Всего понадобятся 4 верёвки перил для выхода на перевал.
Другой вариант - после подхода к основанию скальной стенки подниматься прямо вверх, пользуясь по возможности наклонными полками. На этом пути, однако, надо быть очень аккуратным, чтобы не спускать камни на товарищей внизу. Такой вариант и длиннее, и круче, при этом на подъёме может потребоваться повесить до шести верёвок, а чтобы выйти на ледник на другой стороне, приходится спускаться метров 50 по крутой осыпи.
Существует и ещё один вариант преодоления перевала Айлама: пройти вдоль скал по леднику немного левее, после чего подниматься, опять же используя имеющиеся полки, в направлении более высокой седловинки, расположенной прямо под чёрной скалой. Этот путь может быть предпочтителен в снежное время года, когда на леднике нет необходимости навешивать страховку. Кроме того, следует заметить, что с западной стороны ледник в этом месте находится практически на уровне скального гребня. Как следствие этого, преодолевая перевал Айлама в обратном направлении, народ зачастую выходит именно на эту седловину. Так что и тур с запиской с большой вероятностью может находиться в этом месте (точнее, один из туров).
Если снега много и он хорошо держит, можно попробовать подняться по леднику ещё выше, а затем пройти по заснеженной скальной полке направо.

Путь спуска с перевала Айлама на запад
Путь спуска с перевала Айлама на запад
Центральная, наиболее низкая седловина с западной стороны совсем невысоко поднята над ледником. Короткий (не более 10 метров) спуск по камням приводит в забитый снегом рандклюфт (длина спуска зависит, естественно, от сезона, и в разные годы уровень ледника тоже бывает разным). Далее удобнее всего продолжать спускаться вдоль правого края ледника, а затем выйти к ровным площадкам на моренах (здесь могут быть проблемы с чистой водой). Если есть время и необходимо в дальнейшем двигаться вниз, то лучше продолжить спуск. Можно выйти на середину ледника, чтобы обойти участок трещин на его повороте, а затем снова свернуть направо и вернуться на морены. Другой вариант - не сворачивать налево на ледник, а продолжать спускаться по камням и выходить на моренный вал, идущий вдоль правого края нижней части ледника. Любой вариант спуска приводит в моренный карман, где можно поставить палатку на траве и переночевать более комфортно. На это потребуется ещё час-полтора.

Перед перевалом можно ночевать буквально у начала подъёма на него, на верху моренного холма. За водой при этом придётся спускаться на ледник. Стоять можно и ниже ледника, под моренами, где с водой нет никаких проблем. В этом случае придётся затратить дополнительные часа полтора на подход. (Мы стояли ещё ниже, практически у слияния истоков Байтора, и затратили на подход под перевал ещё на час больше).

В начало


Обратно / Back