Перевал Красавица (3А, 3400)

Этот перевал ведёт через главный гребень Северо-Чуйского хребта из долины реки Камрю (правый приток Карагема) к верхнему Шавлинскому озеру. Путь к нему начинается от слияния двух основных истоков Камрю. Практически единственная приличная стоянка в этом месте находится на небольшой полянке на гребне вала, разделяющего эти две реки, вблизи его конца. Отсюда надо двигаться вдоль левого берега западного истока, выбирая путь среди зарослей стланика. Тропы здесь нет, но и препятствий тоже. Лес вскоре кончается, и только отдельные деревья виднеются кое-где на склонах долины. Пропадает и река: основная масса воды течёт здесь под камнями. После короткого отрезка пути по траве вдоль русла следует подъём среди развалов камней в обход некрутых заглаженных скальных лбов, перегородивших невысокой ступенькой всю долину. Выше неё раскинулось поросшее травой поле с текущими по нему ручьями. Здесь сливаются потоки со всех окружающих ледников. В этом довольно приятном месте можно при необходимости встать на стоянку.

К перевалу Красавица надо идти отсюда направо, вдоль восточного из ручьёв. Туда же ведёт путь к перевалам Туманный Западный, Центральный и Восточный (Терешковой)*. Некрутой подъём по травянистому склону, а затем по камням вдоль его левого берега, выводит к ещё одному разливу, за которым уже виднеется невысокий вал конечной морены ледника. Выше этого вала спрятались два очень симпатичных озера. Чтобы дойти до них, достаточно двух часов. Дальше надо повернуть направо и выйти в ложбину, по которой течёт ручей, пройти вдоль него и повернуть направо на моренный гребень. Некрутой подъём по нему, а затем по осыпям и заглаженным скальным выходам, выводит прямо к краю плоского и ровного ледника. Здесь надо выходить на его середину и идти прямо по центру, по направлению к крутому ледовому склону, сползающему с верхнего плато в скальные ворота. Ледник полого поднимается к нему; трещин на этом участке практически нет.

Год на год не приходится, но ледопад обычно очень мало разорван. Выходить на него надо сначала прямо по центру: трещины здесь легко обходятся. В верхней части склона находится большая ложбина - старая, плотно забитая снегом трещина. Можно попытаться выйти из неё прямо по ходу, но в этом году её замыкала довольно крутая ледовая стенка, и поэтому мы прошли по дну ложбины налево и, преодолев две неширокие трещины, вышли на крутой заснеженный ледовый склон. Довольно толстый слой свежевыпавшего снега позволил пройти этот участок пешком и выйти вдоль скал наверх, на ледовое плато, лежащее под южными стенами пика Красавица. На этом обширном снежном поле обычно ночуют перед выходом на перевал. Чтобы дойти от озёр до этого места, вполне достаточно двух - двух с половиной часов.

Перевал прекрасно виден прямо по ходу. На него ведёт крутой снежный склон, в нижней части которого - неширокий бергшрунд, присыпанный снегом. Склон заканчивается узким кулуаром. В верхней части кулуара - ледовый "лоб", выше которого находится мульда, укрытая с трёх сторон скалами. Седловина перевала находится прямо над мульдой. Заметим, что здесь важно не перепутать и не начать подниматься на другую седловину, расположенную метров на 200 левее и отделённую от перевала Красавица несколькими скальными зубцами. Что касается нашего пути подъёма, то из-за очень плотного тумана (видимость была не более 50 метров) мы немного промахнулись и поднялись по кулуару, находящемуся правее прямого пути на перевал. Кулуар этот не доходит до перевальной седловины, а заканчивается на верху скального гребешка, отходящего в сторону пути подъёма. Отсюда нам оставалось только пройти траверсом вдоль скал по снегу. На подъём от ледника до седловины требуется около двух часов.

Спуск правильнее и логичнее всего начинать прямо с седловины. Отсюда вниз уходит крутой ледовый склон, рассечённый в нижней части несколькими трещинами. Они, обычно, присыпаны снегом. Чтобы преодолеть их, удобнее всего спускаться не вертикально вниз, а с небольшим отклонением вправо, то есть в сторону пика Красавица. Достаточно 5 верёвок, чтобы выйти на относительно пологую поверхность ледника, по которой уже можно идти просто в связках.

Ледник в последние годы претерпел довольно сильные изменения. Даже в верхней, пологой части появились поперечные трещины, рассекающие его по всей ширине. Ниже начинается ледопад, представляющий собой нагромождение отдельно стоящих сераков. В принципе раньше можно было распутать этот лабиринт, пройдя ближе к левому краю ледника, который делает в этом месте поворот направо. Мы, однако, спускались с перевала Красавица после нескольких дней обильных снегопадов, в результате которых все трещины оказались очень хорошо замаскированы. По этой причине, чтобы поменьше рисковать и мучиться, мы попробовали спуститься вдоль правого края ледника, фактически вдоль его границы со скалами. Здесь большое количество снега не мешало нам, а оказалось весьма неплохим подспорьем. Можно было даже с довольно крутых ледовых склонов спускаться фактически по ступеням. Одно место, правда, было весьма неприятным. Вначале справа идёт практически отвесная стена пика Красавица, а затем, после поворота за угол, приходится пересекать основание крутого снежного кулуара, из которого вполне могут сходить лавины. Практически весь путь обхода мы прошли в связках, и только у самого конца ледопада пришлось повесить одну верёвку. Отсюда уже удалось пройти налево и выйти на ровный ледник ниже ледовых сбросов. Пологая его часть тоже заканчивается небольшим ледопадом, который в прежние годы можно было обойти вдоль левого борта. Мы же прошли по наиболее низкой части ледника ближе к его правому краю, после чего пришлось повесить три верёвки, чтобы спуститься на ровные поля ниже ледопада. Здесь сливаются все три основных потока, составляющие ледник Красавица. Спуск с перевала до этого места занимает 4-5 часов.

Дальнейший путь спуска к озёрам ведёт сначала поперёк ледника по направлению к его левому борту. Трещины есть только у самого края. Обойдя их, надо спуститься в рандклюфт и идти либо по нему, либо, если это удобнее, по льду вдоль него до тех пор, пока скальный гребень слева не закончится и не появится возможность выйти на моренный вал. По нему идёт хорошо натоптанная тропа, спускающаяся с перевала Орбита (1Б). Удобнее всего перейти на неё и, уже безо всяких проблем, сбежать по ней к верхнему Шавлинскому озеру. Чтобы попасть к традиционному месту стоянки, надо после спуска с морен к деревьям пройти немного вниз и перейти по бревну на правый берег потока, а затем уже идти по тропе направо, по направлению к курумникам. Поляна находится на правом берегу ещё одного ручья. Достаточно полутора часов, чтобы добежать с ледника до места ночлега.

Описанный вариант с ночёвкой прямо перед перевалом, как можно понять, не является единственно возможным. Он, однако, более надёжен и безопасен, чем вариант с ночёвкой на траве и спуском в сторону Шавлинских озёр уже в послеобеденное время, после чего ночевать, с большой вероятностью, придётся на леднике под стенами пика Красавица.

1. В этом направлении ведёт путь к перевалам Туманный Восточный (2А) и Горьковский (2Б), седловина которого находится ещё немного восточнее. После выхода к озёрам надо повернуть налево, практически на запад, подняться по моренам на ледник и выйти к замыкающему его невысокому скальному гребню. К перевалам Туманный Западный (2Б) и Центральный (2Б) более короткий путь ведёт по леднику, находящемуся прямо на север от травянистых полян. Следует отметить, что в верхней части  ледники соединяются, и можно без проблем подойти вдоль подножия гребня к началу подъёма на любой из четырёх перевалов.

2. Перевал Терешковой (2А) - это отдельный перевал, ведущий от западного истока р. Правая Камрю в верховья левого притока р. Левый Юнгур, в тот цирк, в котором расположен перевал Ледовый (3А). Он находится прямо на запад от травянистых полян. Взаимное расположение всех вышеупомянутых перевалов хорошо видно на фотографиях И.Щербакова, приведённых в фотоальбомах Алтай-93 и Алтай-95.