Первопрохождение перевала Траверс пика Мечта (3А, 3530)

Ледовый перевал, ведущий через основной Северо-Чуйский хребет с ледника Мечта (бассейн Шавлинских озёр) на ледник Красавица Южный (западный исток реки Левая Камрю). Путь к нему начинается от традиционных стоянок, что находятся вблизи моренных озёр в полукилометре от конца ледника Мечта. Пройдя по ровному галечнику, оставленному отступившим ледником, надо выйти на лёд и идти прямо вверх вдоль гряды камней около левого борта ледника. Летом снега здесь практически не бывает, а трещины на этом пути появляются только на повороте, откуда уже виден весь массив пика Мечта. Понижение в правой его части - перевал Мечта (2Б), на который ведёт ледовый склон, рассечённый по всей ширине большой трещиной. На северо-восток от вершины отходит гребень, ледовый в верхней части и переходящий в скалы, которые спускаются на седловину перевала Сёмина (Крутой) (3А). Чтобы начать траверс вершины, надо в первую очередь выйти на этот гребень. Возможны два пути подъёма: либо непосредственно на пологую часть гребня правее скал, либо сначала на перевал Сёмина, куда с ледника ведёт крутой, но относительно короткий (200 метров по вертикали) и ровный ледовый склон, а затем - направо и вверх по скалам. При этом следует иметь в виду, что при движении по скальному гребню могут встретиться довольно сложные участки, один из которых - заметный провал - хорошо проглядывается снизу.

Что касается подъёма непосредственно на плечо пика Мечта, то с него на ледник спускается крутой ледовый язык с практически вертикальным сколом примерно на середине высоты. Сброс этот можно обойти вдоль скал либо слева, либо справа по ходу. Более короткий путь - правее скального выхода в нижней части склона, выше которого можно перейти траверсом снежной подушки налево и выбраться на ледовый язык выше скола.

Чтобы подойти к началу этого маршрута, можно сразу после поворота ледника идти напрямую к правому краю вышеупомянутых скал. На этом пути встречается несколько нешироких поперечных трещин. Та часть ледника, что непосредственно примыкает к склону, несколько приподнята над его основным потоком и стекает к нему, переваливая через скальную ступеньку в дне долины. Это проявляется на поверхности в виде участка трещин, обойдя которые, надо выйти на довольно заметный снежный вал и подняться по нему к бергшрунду в подножии склона. Вал этот образован лавинными выносами. Дело в том, что в снежное время года и при сильных снегопадах снег, накапливающийся в верхней части ледового склона, что спускается с вершины пика Мечта, уносится лавинами вниз по кулуару, находящемуся справа (по ходу) от ледового языка. Непосредственным продолжением этого кулуара служит ледовый жёлоб, проходящий правее скального выхода. По этому жёлобу и сходит основная масса снега с близлежащих склонов.
Бергшрунд неширок, однако его верхний край представляет собой отвесную ледовую стенку высотой метров 5, выше которой склон несколько выполаживается. Преодолевать это препятствие лучше примерно посередине между скалами и ледовым жёлобом, чтобы не попасть ни под лавину, ни под могущие лететь слева камни. Направление дальнейшего подъёма - всё время по льду вдоль скал, сначала прямо вверх (одна верёвка), а затем налево. После поворота в некоторых местах для опоры можно использовать и камни. Склон всё время крутой: не менее 50 (а местами и до 60) градусов. После пятой верёвки скалы слева заканчиваются. Здесь на снежной подушке можно собраться всей группой и немного отдохнуть.
Далее надо выходить налево и вверх, чтобы выбраться на ледовый склон, спускающийся с плеча пика Мечта. Отвесный скол при этом останется слева внизу. После подхода по снегу приходится преодолевать метров 20 очень крутого (60 и более градусов) склона. При этом необходимо идти не прямо вверх, а по диагонали налево, что не очень приятно из-за возможного срыва маятником. Далее надо идти по-прежнему не прямо вверх, а левее, по кратчайшему пути выхода на гребень. Склон здесь постепенно выполаживается, и на восьмой и девятой верёвках приходится траверсировать покрытый снегом участок, который в некоторых условиях может быть лавиноопасным. Десятая верёвка - снова по голому льду - выводит практически уже на уровень последних скал слева, после чего остаётся только пройти по диагонали направо и выйти на пологий заснеженный гребень. Вдоль него во льду есть трещина, на нижнем краю которой можно выровнять в снегу площадку и поставить палатку в защищённом от ветра месте. Высота здесь примерно 3450 метров, а перепад от начала подъёма - около 350 метров.
Дальнейший путь подъёма на вершину пика Мечта (3530) не представляет никакой сложности. Достаточно просто пешком подняться вдоль ледового гребня. Крутизна его около 30 градусов, трещины во льду если и есть, то узкие, обычно забитые снегом и не мешающие передвижению. Перепад по высоте между местом выхода на гребень и верхней точкой составляет около 80 метров. Собственно вершина представляет собой небольшой ледовый бугор. Тур с характерным белым камнем сложен на скалах, что находятся чуть ниже её с южной стороны.

Спускаться нужно по простейшему пути: по длинному гребню, ведущему на запад к седловине перевала Мечта. В его верхней части, непосредственно прилегающей к вершине, путь ведёт вниз по разрушенным скалам к узенькой седловинке, круто обрывающейся в обе стороны. Отсюда надо подняться на скалы и, пройдя по большим валунам, выйти на ледовый гребень. Гребень узок и круто обрывается направо, в сторону ледника Мечта. Поэтому, если снега мало, то более удобно и безопасно идти вдоль скального барьера левее и ниже. В ледовом гребне есть трещины, но они нешироки и обычно их хорошо видно.
При подходе к перевалу ледовый гребень смыкается со скалами. К седловине надо спускаться направо по ледовому склону средней крутизны. Достаточно повесить одну, максимум две верёвки, чтобы оказаться на полого спускающемся к седловине ледовом валу. Здесь не надо торопиться сворачивать налево, так как в основании вала есть трещина. Надо пройти почти до камней, а затем уже спуститься в снежную чашу, из которой начинается кулуар, уходящий налево вниз на ледник Красавица Южный. В верхней части этого кулуара обычно приходится спускаться по вмёрзшим в лёд камням, так как снег на перегибе по большей части сдувается ветром. Снега, в зависимости от сезона и погодных условий, может не быть по всей протяжённости кулуара, что осложнит и сделает камнеопасным спуск. По сути же кулуар относительно крут (градусов 40) и узок лишь в верхней части (верёвки 2-3). Ниже он постепенно расширяется и становится несколько более пологим, выводя на конусообразную ледовую поверхность, образованную многолетними лавинными выносами. Если есть снег, то спуститься можно без особых проблем. Бергшрунд в основании склона обычно засыпан.
Спустившись со склона, попадаешь на ровную поверхность ледника, над которым доминирует скальная стена юго-восточного склона пика Красавица. Дальнейший путь вниз ведёт налево по ровной поверхности ледника. Есть неширокие трещины, но всё равно в рандклюфт заходить не стоит, а лучше пройти по льду и только в конце ледника спуститься налево к ручью, перейти его и вдоль берега озера выйти на морены. Здесь при необходимости можно поставить палатки на ровных щебневых площадках. Если есть время, то лучше пройти ещё около часа и встать на лужайке левого берега ручья перед тем как он уйдёт под камни.

Всего на прохождение перевала в этом направлении потребуется не менее одного дня (реально полтора, а то и два), то есть необходимо предусмотреть вероятность ночёвки наверху. Наиболее подходящие места для этого - снежный гребень сразу после выхода на него с ледника Мечта, а также седловина перевала Мечта. На подъёме потребуется повесить как минимум 10 верёвок (450-500 метров перил), а на спуске - от 2 до 6 в зависимости от снеговой обстановки.
В обратном направлении, в силу того, что наиболее сложные и крутые участки проходятся на спуск, идти несколько проще, однако всё равно безопаснее переночевать на гребне, а не ломиться вниз по крутому ледовому склону, рискуя застрять на нём до темноты.