Простейший перевал, ведущий из долины р.Карагем
через основной Северо-Чуйский хребет на его
северную сторону, к Шавлинским озёрам. Путь к
нему начинается от лужаек между северным и
западным истоками реки Правый Карагем. Отсюда,
если посмотреть на запад, хорошо видны ледник
Абыл-Оюк (Ступенчатый), скальная седловина перевала Весенний
(2А) над его правым бортом, снежный гребень пика
Мечта за ней и ледовый горб, ведущий к перевалу
Сюрприз (2Б). Перевал Абыл-Оюк от реки не виден, он скрыт за
поворотом ледника.
Возможны два пути подхода к
нему. Первый, традиционный, ведёт по гребню
левого моренного вала. Надо только подняться
вдоль правого берега ручья, что течёт
непосредственно от этого вала, на широкие
галечниковые поля, пройти по ним примерно
пол-километра и выйти на гребень, по которому
многочисленными поколениями туристов выбита
тропа. Пологая вначале, по мере подъёма она
становится всё круче и круче, так что идти по ней
вверх местами не очень приятно из-за уползающих
из-под ног камней. Гребень постепенно
поворачивает направо, выполаживается и
заканчивается на осыпях левого борта ледника.
Отсюда необходимо пройти ещё некоторое
расстояние траверсом, чтобы потом без проблем
выйти на ровную поверхность ледника. От этого
места уже становится виден весь ледник,
невысокий скальный гребень его замыкающий и
довольно крутой кулуар, ведущий на седловину
перевала Абыл-Оюк. Левее его есть ещё одно
заметное понижение в гребне, причём путь подъёма
на него короче и крутизна меньше, однако эта
седловину (так называемый перевал Крутой Восточный(2А)) в качестве перевала
лучше не использовать.
Второй вариант -
это подойти по галечным полям к ледовому лбу,
которым заканчивается ледник, надеть кошки и
выйти сразу на лёд. Преодолев первый,
относительно крутой, подъём, надо постепенно
забирать вправо, чтобы выйти примерно в ту же
точку, куда выводит путь подхода по моренному
валу.
Снега на льду обычно либо нет, либо совсем
мало, ледник ровный, а участок трещин
сосредоточен ближе к его правому борту, поэтому
надо держаться правее и по дуге вдоль левого
борта ледника подойти к подножию перевального
взлёта. Если снега достаточно, то эти последние 50
(примерно) метров подъёма преодолеваются без
проблем. Если же снега мало, то путь подъёма
представляет собой смёрзшуюся осыпь с участками
льда, по которой надёжнее и легче подниматься в
кошках. Перевал - довольно широкая седловина, с
которой на западе хорошо виден профиль пика
Красавица. Путь спуска однозначен: по кулуару
вправо вдоль скального склона. Его техническая
сложность и опасность опять же очень сильно
зависят от погодных условий. Дно этого кулуара -
уже не просто осыпь, а по большей части натёчный
лёд с вмёрзшими в него мелкими камнями. Крутизна
его небольшая, поэтому, если снега достаточно
много, можно спокойно спускаться прямо вниз. При
этом лучше придерживаться склона вершины справа,
откуда, судя по всему, камней падает существенно
меньше, чем слева. Здесь к тому же ещё можно
использовать в качестве ступенек торчащие рёбра
разрушенных плитчатых скал.
Кулуар выводит на
осыпь, по которой, чтобы не попасть под камни,
надо пройти направо, а затем уже повернуть налево
и спускаться прямо вниз на ледник Мечта. В том
случае, когда снега мало или совсем нет, надёжнее
всего пройти первый участок спуска в кошках.
Спуск по осыпи выводит на неширокий ледник, полого стекающий из скального цирка к основному потоку ледника Мечта. После выхода на его ровную поверхность лучше всего не поворачивать сразу направо, а сначала пройти ещё дальше по направлению к левому борту долины, чтобы обойти несколько трещин, рассекающих ледник поперёк. После этого можно уже спокойно идти вниз вдоль гряды камней. Конец ледника некрут и спуститься с него можно безо всяких проблем. Дальше надо идти прямо вперёд по направлению к каменным столбам, сооружённым туристами. Здесь, между двух моренных озёр в полукилометре от конца ледника, есть хорошие щебневые площадки. Отсюда начинается хорошая тропа, спускающаяся к верхнему Шавлинскому озеру. Всего на подъём от стоянки у истоков реки Абыл-Оюк (Правый Карагем) до перевала требуется 2 - 2.5 часа, а на спуск - 1.5 - 2 часа.