Перевал Надежда (2Б,3430)

Ведёт через основной гребень Северо-Чуйского хребта с ледника Левый Маашей на самый восточный из ледников в верховьях долины Абыл-Оюк (Правый Карагем). Ориентация склонов - северо-восток - юго-запад. 
Со стороны долины Маашея седловину трудно идентифицировать. Отсюда на перевал ведёт длинный ледовый склон крутизной около 40, а местами и поболее, градусов. Если лежит снег, то подниматься можно прямо по этому склону, выбрав путь немного по диагонали слева направо, где нет широких трещин и крутых перегибов, а затем, преодолев бергшрунд, выходить влево. Теоретически склон может быть лавиноопасным, но в последние годы, однако, снега на нём практически не бывает, так что на подъёме придётся повесить не менее 10 верёвок.
Другой путь на перевал ведёт левее этого ледового склона, по скальному контрфорсу. Внизу он заканчивается крутым лбом, обойти который безопаснее справа (западнее), так как бóльшая часть камней, летящих со скал контрфорса, уходит на его восточную сторону. Подъём в кошках по льду крутизной около 30 градусов занимает минут 20. Выше крутого нижнего участка контрфорс представляет собой некрутые сильно разрушенные скалы с большим количеством осыпавшихся камней, лежащих на них и между ними. Подъём технически несложный, но требует внимательности и аккуратности. Примерно за час можно подняться до верха контрфорса, левее и выше которого есть ещё один скальный выход, но он зачастую отделён полосой льда от основного массива, так что здесь возможны два варианта продолжения подъёма. 
Первый - прямо вверх по довольно крутому ледовому склону: крутизна его от 40 градусов возрастает на третьей верёвке до 50, после чего уменьшается, появляется снег, и четвёртую верёвку приходится крепить на ледорубе. Надо учитывать, что нижняя часть снежной подушки ни на что не опирается, так что идти здесь надо очень аккуратно.
Второй вариант подъёма - перейти налево и вверх к скалам. Их нижняя часть составлена из больших каменных параллелепипедов, немного наклонённых от склона. Выбраться без рюкзака на них проблем не представляет, но груз за спиной откидывает назад, так что надёжнее повесить здесь верёвку. Выше - снова простой подъём по камням до их верхней границы. Этот путь позволяет подняться выше крутого ледового участка, после чего остаётся повесить вправо одну верёвку горизонтальных перил, чтобы выйти на снег.
Короткий подъём по снежному склону выводит к трещине, идущей вдоль перевального гребня. Остаётся перебраться через неё, выйти к скальному барьеру, повернуть вправо и спуститься вдоль скал на перевальную седловину. Идти недалеко, но если снега нет, то на этом пути может встретиться короткий участок крутого льда.
На седловине выровнена площадка под одну палатку и практически всегда есть вода. Тур - у скалы, чуть выше и западнее наиболее низкой точки.

На юг с перевала ведёт осыпной кулуар, спуск по которому занимает не более 20 минут.

Перевал Надежда
с юга (фото 95 года)
В основании склона - неширокий бергшрунд, отделяющий его от ровного заснеженного поля ледника. Идти вниз лучше прямо по центру, чтобы по дуге обогнуть участок трещин у левого края. После поворота снега обычно уже нет, но немного ниже начинаются большие разрывы, которые достаточно просто распутываются. Дальше крутизна увеличивается и приходится уходить с ледника либо влево на морены, либо вправо, в рандклюфт, а из него - на "бараньи лбы", разделяющие два ледника, с которых уже можно выйти на моренный вал. Предпочтение в выборе пути зависит от дальнейших планов, лучшие стоянки, однако, находятся на правом берегу речки, там, куда приводит спуск с перевалов Весенний (2А) и Абыл-Оюк (1Б).

Перед перевалом можно ночевать на моренах у левого борта долины ледника Левый Маашей, прямо напротив перевала Верхнешавлинский (2А). Это, однако, не лучший выбор. Гораздо более приятно остановиться на ночлег немного ниже, в моренном кармане, где посреди луга текут чистые ручьи. Подход под перевальный взлёт от этой стоянки занимает немногим более часа. Чтобы подняться на перевал требуется не менее 3 часов работы. Спуск в долину Абыл-Оюк требует ещё 2 часа. Так что в сумме набирается часов 7, что делает прохождение перевала за один день достаточно напряжённым и утомительным.



Симонов Н.А.
г. Новосибирск, 2002г.