Северо-Чуйские белки - это целая система хребтов, расположенная в междуречье Чуи, Катуни и их притоков: Аргута, Карагема, Чаган-Узуна и Талдуры. Собственно Северо-Чуйский хребет протянулся практически в широтном направлении на 100 километров от Аргута до села Чаган-Узун. Западная его часть служит водоразделом рек Шавла и Юнгур, истоки которых сходятся в районе Шавлинских озёр. Сюда же подходит и так называемый Карагемский хребет, что тянется параллельно основному, разделяя долины Юнгура и Карагема. К северу от Шавлы расположился невысокий, мало посещаемый туристами Шавлинский хребет. Это практически самостоятельный горный район, который отделён от Северо-Чуйского хребта широким пространством плоскогорья Ештык-Коль. К югу от Шавлинских озёр и дальше на восток, занимая прямоугольник с длиной 40 и шириной 20 километров, расположился самый высокий и наиболее интересный в спортивном отношении горный узел Биш-Иирду. Здесь находится высшая точка хребта: пик Маашей (4177 метров над уровнем моря), другие высокие и красивые вершины, большие ледники и сложные перевалы. Именно эта часть хребта обычно привлекает туристов и альпинистов. Другие интересные места обычно остаются вне их поля зрения.
Природные условия в районе Северо-Чуйских белков просто прекрасные: поросшие густым лесом долины, чистые реки, голубые озёра с отражающимися в них снежными вершинами. Осадков летом выпадает достаточно много, но погода обычно существенно лучше, чем на Катунском хребте, и вполне можно рассчитывать на то, что не больше половины походных дней будет с дождём или снегом. В лесах много грибов и разнообразных ягод, ближе к осени созревают кедровые шишки. Так что в дни отдыха, на подходах и выходах можно за счёт подножного корма существенно разнообразить стандартное походное меню.
Походы на Северо-Чуйском хребте обычно
начинаются от Чуйского тракта. Есть 4
стандартных, проверенных опытом и временем пути
подхода. Наиболее популярным у массового туриста
в силу своей простоты был, да и, пожалуй, остаётся
маршрут с началом в Чибите (либо, что равносильно,
у нижнего чибитского моста через Чую, что
находится километрах в 5 ниже села)
*. .
Путь этот
ведёт через плато перевала Ештык-Коль (Орой),
более чем на километр поднятое над рекой, и через
45 километров приводит к Большому Шавлинскому
озеру.
Для тех же, кто хочет побыстрее попасть к
подножию основных вершин и перевалов, наиболее
удобным является заезд через ущелье Актру, где
находится возрождённый альплагерь. Ущелье с
возвышающимися правее него ледовыми массивами
пиков Актру и Куркурек прекрасно видно из
Курайской долины. Доехав по Чуйскому тракту до
села Курай, надо свернуть с дороги и проехать ещё
несколько километров вдоль Чуи до моста. Отсюда
повернуть направо и ехать в направлении поросших
лесом холмов, расположенных на правом берегу
реки Актру. Дорога выходит к прогнившему
бревенчатому настилу, ездить по которому уже
нельзя, но на машине повышенной проходимости
можно пересечь реку вброд и доехать прямо до
домиков альплагеря. До ледников Актру отсюда уже
рукой подать.
Ещё один путь ведёт вверх вдоль реки Маашей (или
Мажой). Этот левый приток Чуи стекает с
одноимённого ледника, лежащего под стенами пиков
Маашей и Карагем. Чтобы попасть к мосту через Чую,
находящемуся вблизи устья Маашея, надо проехать
мимо посёлка Акташ и в том месте, где Чуйский
тракт снова выходит к реке, свернуть с него
направо и проехать по покосам к началу прижима.
Здесь начинается тропа, которая через 3 километра
выводит к мосту, ниже которого Чуя устремляется в
популярный среди туристов-водников Мажойский
каньон. (Сюда можно попасть и непосредственно от
села Чибит, пройдя или лучше проехав, если дорога
не размыта, около 15 километров. Дорога эта
начинается недалеко от подвесного моста и идёт
по террасе правого берега Чуи высоко над
каньоном). Крутой, но недолгий подъём по
тракторной дороге выводит в широкую долину реки
Маашей. Колея идёт ещё 4 километра до пересечения
с другой дорогой, которая по моховым плато ведёт
как налево, к реке Актру, так и направо - к
Ештык-Колю. Далее вверх по весьма живописной
долине ведёт хорошая и, за исключением
небольшого подъёма на завал озера, ровная тропа.
Ну а четвёртый вариант в начальной своей части
совпадает с путём нашего подъезда (см. описание долины реки Талдура), ведёт
в долину реки Джело и, через тракторный перевал
Карагем, в верховья реки Иолдо-Айры, вдоль
которой спускаются на Карагемскую поляну. Этот
путь предпочтителен в том случае, когда
запланирован маршрут, включающий в себя
прохождение перевалов как на Северо-, так и на
Южно-Чуйском хребтах.
Практически все основные перевалы района Северо-Чуйских белков упомянуты в книге [1]. Жизнь, однако, не стоит на месте, и этот список продолжает расширяться и обновляться. Добавляются новые перевальные пути, такие, например, как траверс массива Маашей в различных вариантах, траверс пика Мечта, пройденный нами, появляется новая информация о старых перевалах. Например, как выяснилось, Верхнешавлинский перевал, и ранее бывший камнеопасным, сейчас, после происшедших на нём обвалов, вообще ходить нельзя *. Так называемая связка перевалов Эйнштейна-Надежда со спуском к реке Абыл-Оюк имеет сложность 2А. По сути такую же сложность (при наличии снега) имеет и перевал из долины Левого Карагема на ледник Актру через пик Тамма и седловину перевала Маашей.
Заметим, что из-за большего, чем на Южно-Чуйском хребте, количества осадков общее отступление ледников и таяние снежников хоть и увеличило камнепадную опасность перевалов, но не в такой степени. Так что традиционные пути преодоления хребтов по большей части годны к использованию и в настоящее время. Ещё одно характерное отличие определяется многолюдностью этого района, в результате чего по наиболее популярным долинам и перевалам натоптаны хорошие тропы.
Литература
1. Высокогорные перевалы / Сост. Л.Б. Директор -
М.: Профиздат,1990.
*
1. Недавно местные жители построили
навесной пешеходный мостик через каньон Чуи рядом с
устьем ручья Орой. Так что теперь можно не корячиться по буеракам, а спокойно дойти
(или даже доехать) от Чибита по дороге до этого мостика, а затем
перейти на левый берег. Единственный недостаток
этого варианта - это то, что за переход по мосту надо платить.
К тому же это может быть и небезопасно, так как
поддерживать мостик в хорошем состоянии руки у его
создателей не всегда доходят.
*
2. Перевал этот ходить неприятно из-за
разрушенных скал, по которым приходится идти со
стороны ледника Маашей. Степень риска и
опасности, однако, сильно зависит от конкретных
погодных условий. В августе 2000 года народ
проходил его без особых проблем.