Долина р. Талдура

Река Талдура - это один из двух основных истоков реки Чаган-Узун, начинающийся прямо в сердце Южно-Чуйского хребта, на Талдуринском леднике, над которым возвышается впечатляющий гребень пика Иикту. Верховья этой долины исстари используются местными жителями в качестве зимних пастбищ, что косвенно свидетельствует о том, что снега зимой здесь выпадает достаточно мало. Летом же алтайцы из колхоза Кызыл-Маны предпочитают пасти скот на плоскогорьях восточной оконечности Северо-Чуйского хребта, расположенных высоко над левым берегом реки Талдуры и её левого притока Джело. Это обстоятельство и определяет реальное положение дорог в этих долинах, существенно отличающееся от того, что обозначено на картах и туристских схемах.

Оставив рассказ о подъездах и подходах по левому берегу для отчёта о походе 5-ой категории сложности, в этой части мы опишем путь спуска по правому берегу реки. Итак, начнём описание с ночёвки на обширных галечно-моренных полях, расположенных у левого борта низовьев Талдуринского ледника. Практически на этом же уровне заканчивается скальный гребень, начинающийся вблизи перевала Сибстрин и разделяющий ледник на две части. Чтобы выйти на правый берег реки, надо спуститься на ледник. Лёд здесь открытый и без трещин, однако траверсировать его не очень крутую, но скользкую поверхность удобнее всё-таки в кошках, тем более, что при подходе к концу скального гребня приходится преодолевать ледовый жёлоб с текущим по нему ручьём. После этого идёт небольшой подъём налево между лежащими на льду валунами и выход на моренный гребень. С него без особых проблем можно спуститься уже на восточную ветвь ледника, пройти между трещинами и перейти на пологую и ровную ледовую поверхность. Здесь уже нет никаких препятствий для выхода к правому борту ледника. Дойдя до него, надо повернуть налево и идти сначала по льду, а затем перейти на морены, по осыпным склонам которых удобнее спускаться к реке. Весь переход до этого места занимает около часа.

Далее путь ведёт сначала по галечникам вдоль берега, а затем переходит на старые моренные холмы, поросшие кое-где травой и кустами. Здесь уже появляются первые деревья. Морены вскоре заканчиваются перед обширным галечниковым полем, по которому растекаются мутные потоки Талдуры. Можно спуститься на равнину и пройти напрямую к лиственничной роще, растущей на конусе выноса речки, что течёт из-под перевала Некрасова. Отсюда открывается замечательный вид на ледник. Рано утром, когда уровень воды ещё низок, в этом месте можно перебродить на левый берег реки, однако, если целью является выход к селу Бельтир, лучше этого не делать, а продолжить путь по правому берегу. За лиственничной рощей, на краю искусственно орошаемого покоса расположилось зимовье. От него на осыпной гребешок, замыкающий луг снизу, поднимается еле заметная тропка, судя по всему, овечья. На всём дальнейшем пути вниз она будет то появляться на сухих участках, то исчезать на заболоченных луговинах. Воды на правом берегу хватает. Она, стекая со склонов, уходит под камни, течёт под увалами, поросшими лиственницами, питает корни деревьев и выступает на поверхность вблизи реки, заливая зеленеющие лужайки. Хорошо видно, что лес растёт только там, где под каменистыми россыпями течёт вода. Примерно через полчаса хода после зимовья из ущелья справа притекает довольно крупный ручей, текущий из-под перевала Ленинградский (1Б), что ведёт к реке Нижний Тура-Оюк, левому притоку Аккола. Вскоре после этого начинаются сухие каменистые поля, которые постепенно оттесняют Талдуру к левому борту долины. Здесь заканчиваются разливы реки, и она устремляется дальше вниз по довольно узкому и круто падающему руслу. Недалеко от начала этого ущелья на левом берегу притулилось ещё одно зимовье. Чуть дальше овечья тропинка спускается в небольшую, поросшую по краям лесом долинку, по которой, конечно же, течёт ручей. Река ревёт далеко внизу. А здесь, рядом с дальним краем этой ложбины, есть ровная и сухая полянка, на которой можно с комфортом переночевать. Достаточно 3 часов, чтобы дойти от зимовья до этого места.

Дальше вниз уводит хорошо натоптанная овцами тропа. Она спускается с увалов на широкие и пологие травянистые склоны.* Здесь недалеко от реки расположилось зимовье Текетуру, к которому ведёт заросшая колея тракторной дороги. Колея эта спускается к месту переправы, ведёт вдоль берега, а затем уходит высоко на борт долины. Как стало ясно из дальнейшего, дорога, а точнее зимник, идёт по левому берегу (см. описание в отчёте о 5-ке ), затем, у мохового болота, расположенного выше по течению устья реки Мохро-Оюк, переходит на правый, а потом, не доходя до зимовья Текетуру, возвращается обратно. Это означает, что вдоль правого берега дороги, по сути, нет, а трактора заезжают сюда только зимой для того, чтобы попасть к расположенным здесь стойбищам.*

Дальше вниз надо идти по-прежнему вдоль реки, не сворачивая на дорогу, что поднимается наверх к ещё одному зимовью (Кып). Долина здесь перегорожена скальным барьером, и река устремляется в ворота с отвесными стенами по краям. На противоположном берегу виднеется спускающийся каскадами поток реки Мохро-Оюк. Тропа же уходит среди скальных выходов направо наверх и здесь теряется. Здесь надо просто пройти немного без набора высоты, а затем спуститься по крутому травянистому склону к широкому лугу, на краю которого снова проявляется тропка, а из-под скалы течёт по трубе холодная и чистая вода. Далее овечья тропа опять взбирается на увал, снова спускается и идёт вдоль края заболоченных луговин. Справа на каменистых склонах растёт редкий лиственничный лес, который вскоре прерывается широким пространством селевого выноса с полоской деревьев вдоль ручья. Прямо напротив этого места, на левом берегу долины виднеется ущелье реки Джело. Тропа же, снова проявившись, поднимается на обширные каменистые поля, по-видимому, селевого происхождения. Идти по ним приходится довольно долго, и только после того, как тропа спускается с увалов к реке, появляется, наконец-то, дорога.
Всего на переход от зимних переправ до начала дороги требуется 2.5 - 3 часа

Дальше вниз уже можно идти довольно быстро, а при удаче даже доехать прямо до Бельтира. Такие мелочи, как ручейки, текущие через дорогу в тех местах, где алтайцы используют искусственное орошение для выращивания травы, не представляют уже серьёзного препятствия. За полтора часа можно дойти до последнего правого притока Талдуры, рядом с которым можно вполне комфортно переночевать. В километре отсюда находится зимовье Оймок, где и летом тоже живёт пастух, так что последние 10 километров до Бельтира вполне можно проехать в кузове его грузовика.

Возникает естественный вопрос: стоит ли ходить по правому берегу, если дорога идёт по левому? Я думаю, что стоит. Особенно если вам надо просто спуститься к людям и уехать домой. Дело в том, что при движении по левому берегу в любом случае придётся преодолевать мощную реку Джело, бродить которую в высокую воду просто опасно. Есть, правда, выше по ущелью мост, но к нему надо довольно высоко подниматься, тратя время и силы.
К сказанному следует добавить, что летом на правом берегу почти никто не бывает, поэтому природа здесь сохраняется практически в первозданном виде.

* Как выяснилось в 2001 году, по дороге, всё-таки, можно проехать и летом. В низкую воду большая и мощная машина может преодолеть все броды и доехать до последнего зимовья.

* В 2003 году немного выше по течению от зимовья Тэкетуру местные жители восстановили мост. Теперь, при необходимости, можно спокойно перейти на тот берег, по которому вам нужно идти.