Пер. Талдуринский (2А, 3300)

По классификатору сложность этого перевала в летнее время 1Б, а в зимнее - 2А. По-видимому, имеется в виду, что разрушенные скалы и кулуары между ними, путь по которым соответствует сложности 1Б, обледеневают в снежное время года. В действительности же и спуск, и подъём по этому пути настолько опасны, что пользоваться им я бы не рекомендовал. Так что реальная сложность безопасного прохождения этого перевала - 2А и не зависит от сезона.

Ведёт он через северный водораздельный отрог Южно-Чуйского хребта из долины левого притока Карагема реки Ошту-Айры на Талдуринский ледник. Путь к нему начинается от галечных полей около слияния двух потоков, один из которых течёт с севера, а другой - с востока, из-под перевала Талдуринский. Выйти сюда можно либо через перевалы Стройгаз (1Б) или Аннитим (1Б), либо с юга. Во втором случае возможны два варианта. Можно, во-первых, идти берегом реки. При этом в том месте, где поток делает крутой поворот на запад, приходится пересекать неприятный для хождения в мокрую погоду пояс курумников. Второй вариант предпочтителен, если группа спускается с ледника Ошту-Айры, лежащего под западными склонами пика Иикту. В этом случае удобнее не идти до конца вниз к слиянию с северным истоком, а выйти перед самым концом ледника на правый борт долины и пройти траверсом. При этом не только сокращается расстояние, которое необходимо пройти, исключается лишний спуск с последующим подъёмом, но, к тому же, и идти здесь более удобно. Путь, за исключением короткого траверса осыпного склона, ведёт практически без особых подъёмов и спусков по траве и горизонтальным заглаженным скальным поверхностям.

Ледник, на который нужно выйти, чтобы подняться на перевал, находится прямо на восток от галечных полей. Он, как и все остальные ледники, далеко отступил, оставив перед своим концом, наползающим на крутые "бараньи лбы", глубокий провал, обрамлённый моренными валами по краям. По какому-нибудь из этих валов и нужно выходить на ледник. По правому (орографически) можно подняться существенно дальше, фактически до самого цирка под перевалом. Левый же удобнее в том случае, когда группа идёт снизу по левому берегу. При этом, дойдя до верха вала, необходимо надеть кошки и дальше подниматься по леднику. На этом пути приходится пересекать несколько поперечных трещин, преодоление которых не представляет никаких проблем.

Перевал представляет собой сильно разрушенный скальный гребень, полого поднимающийся влево и вправо от своей нижней точки, где и находится тур. С гребня в обе стороны спускаются осыпи, состоящие из скреплённых льдом плитчатых обломков, причём крутизна западного склона существенно больше. К тому же осыпи здесь не доходят до ровной поверхности ледника, а обрываются на ледовом склоне. Только слева по ходу, практически уже с узловой вершины спускается осыпь, смыкающаяся в своей нижней части с моренами на леднике. Ясно, что подниматься по такому склону не только неприятно и тяжело, но и просто опасно. Поэтому практически единственно возможным является путь подъёма правее седловины по снежному языку, что спускается с ледовой вершины справа. Поднявшись по нему до трещины, пересекающей склон поперёк, надо пройти траверсом вдоль её края как можно дальше налево. Отсюда уже можно выйти вверх на ледовый склон и, повесив 3-4 верёвки, подняться на камни. Склон некрутой, около 30 градусов, но если снега нет, то в любом случае приходится вешать перила. Даже на этом пути остаётся камнепадная опасность, и, кроме того, надо быть очень аккуратным при переходе со льда на разрушенные скалы. Достаточно ясно, что при достаточном количестве снега весь путь подъёма вполне возможно пройти пешком.

Спуск на Талдуринский ледник ведёт по плитчатой осыпи и не представляет при должной аккуратности особых проблем. Дальше вниз удобнее всего идти прямо по открытой поверхности ледника вдоль его левого края. Трещин здесь нет, но так как некоторые участки довольно круты, то лучше надеть кошки. Примерно через 5 километров ходьбы, уже после поворота ледника и совсем недалеко от его конца, слева подходят полого спускающиеся моренные поля, покрытые мелким щебнем, по которым текут чистые ручьи. Здесь можно найти хорошую площадку для палатки.

Всего на подъём от реки до седловины требуется 3-4 часа, а на спуск до стоянки - около часа.