Долина р. Чаган и р. Аккол

Река Чаган-Узун, один из основных истоков р.Чуя, образуется при слиянии р.Талдура и р.Чаган вблизи села Бельтир. Село это (усадьба всё ещё существующего колхоза Кызыл-Маны) расположено на неширокой террасе долины. Естественно поэтому, что оно вытянуто вдоль главной улицы, идущей вдоль реки, а по сути дороги, что ведёт к селу от Чуйского тракта. Не доходя до школы, улица огибает её справа и идёт к двум мостам, правый из которых соединяет Бельтир с его левобережной частью, а левый ведёт уже через р.Чаган на стрелку между двумя истоками. Это низменное место, судя по всему, то и дело заливается при паводках, так что колея постоянно размывается, и проехать здесь можно только на грузовике или на машине повышенной проходимости. Здесь дорога естественным образом разветвляется. Левая колея, попрыгав по буграм вдоль берега реки Чаган, выводит в объезд прижима в широкую долину. Ровная дорога идёт примерно 6 километров, а затем, упираясь в скальный барьер, разветвляется. Левая входит в ущелье и через брод ведёт к зимнику на склоне правого борта долины. Правая же взбирается на холм и, пройдя между скальными выходами, выводит на галечные поля старой речной террасы. Река при этом остаётся слева в узкой и глубокой долине. Через 4 километра дорога снова выводит к берегу реки и, не доходя до зимовья, начинает круто подниматься вдоль лога направо. Выше зимовья река по-прежнему течёт в ущелье, но вдоль него есть тропа, по которой при необходимости тоже можно идти. Через 5 километров она выводит к слиянию Аккола и Караоюка, а затем, через брод, на левый берег реки Караоюк и дальше вверх по её долине. В долину Аккола удобнее идти по дороге, выбраться по ней на верхние террасы, где разбросаны с интервалом в 2 километра домики зимовий, и двигаться дальше налево. Отсюда уже начинает открываться верхняя часть долины, однако Софийского ледника не видно: он скрыт за поворотом. Примерно через 9 километров дорога выходит к арыку, стекающему с искусственно орошаемого заливного луга. До этого места вполне можно подъехать на машине повышенной проходимости, в частности, даже на "Ниве". * После луга тропа выходит к речке, каскадами стекающей с плоскогорья. На её правом берегу приютилось ещё одно зимовье. Речка впадает в довольно большое озеро Караколь, вода в котором достаточно тёплая для того, чтобы в нём можно было даже поплавать, а затем снова вытекает из его нижнего конца. После перехода через ручей на щебневых увалах снова проявляется колея. Здесь уже, по-видимому, ездят только зимой. Дальнейший путь до последнего в этой долине зимовья, расположенного на берегу речки Нижний Тура-Оюк, идёт практически без перепадов (6 километров от нижнего края озера). Долина здесь по-прежнему широкая, а на её противоположном берегу, более защищённом от солнца, растут редкие лиственницы. На левом берегу отдельные деревья появляются только выше Нижнего Тура-Оюка. Остаточная колея идёт вдоль подножия склона, а затем выводит на поросшие травой галечники конуса выноса следующего левого притока: реки Верхний Тура-Оюк. Речка эта небольшая и перейти через неё вброд, что лучше всего сделать недалеко от её впадения в Аккол, не представляет никаких проблем. Выше долина резко сужается. Слабо натоптанная лошадиная тропа ведёт среди травы и кустов вдоль берега реки. Вскоре долина поворачивает направо, и отсюда уже становится виден Софийский ледник. Тропы здесь практически нет, и временами приходится идти сквозь кусты, а при выходе к озеру - траверсировать осыпь, спускающуюся прямо к реке. Здесь долина раздваивается и на юг открывается вид на ущелье правого притока, где находится ещё один крупный ледник: ледник Удачный, расположенный фактически на водоразделе рек Аккол и Караоюк. До нижнего края озера примерно 7 километров от переправы. Двигаться дальше удобнее по-прежнему вдоль берега реки. Надо обойти крутой осыпной борт морены и выйти на её холмистую поверхность. Здесь есть неплохое место для ночёвки на щебневых площадках, рядом с которыми текут чистые ручейки и расположены углубления в виде ванн с прогревающейся на солнце водой. До ледника отсюда уже рукой подать. Дальше надо, подойдя к языку ледника, подняться по его левому рандклюфту и выйти, в зависимости от цели, либо на ледник, либо на осыпной склон старой морены, оставленной растаявшим ледником, который когда-то спускался с левого борта долины. Огромная моренная терраса высоко поднята над телом ледника. Подниматься на неё имеет смысл практически только для экскурсии, чтобы выйти к озеру или просто побродить по весьма живописным местам. Перевал Тура-Оюк, обозначенный на схемах в замыкающем эти морены цирке, как известно, ходить не рекомендуется из-за его повышенной опасности. Здесь, однако, есть возможность, выбрав нетрадиционный путь, сделать первопрохождение и перевалить либо в долину Верхнего Тура-Оюка, либо на ледник Некрасова. Стоянки на этих моренных полях есть только наверху. Здесь, в принципе, можно заночевать перед тем, как идти к перевалу Гребешок, однако при этом придётся переваливать через невысокий скальный гребень, отделяющий озеро от ледника.

* Проехать, как выяснилось, можно и дальше. Колея проходит по границе заливного луга и выводит к ручью, вытекающему из озера Караколь. Есть и другая дорога, возможно даже более проходимая. Она обходит скальный бугор снизу, ближе к реке (см. фотографию 2003 года).