Пер. Гребешок (2А, 3350) НЕ ХОДИТЬ!

Простейший перевал, соединяющий два крупнейших алтайских ледника: Софийский и Талдуринский. Он ведёт через Талдуринскую ограду - боковой отрог Южно-Чуйского хребта - в самой северо-восточной её части. Софийский ледник (как, впрочем, и Талдуринский) представляет собой разветвлённую систему ледовых потоков, каждый из которых имеет свою область питания. Некоторые из них, в связи со всеобщим отступлением ледников во второй половине 20 века, превратились фактически в самостоятельные ледники. Нечто подобное произошло и с северо-западной частью Софийского ледника, в замыкающем цирке которой находится перевал Гребешок. Конец этой ветви не доходит до основного потока и заканчивается на моренах и "бараньих лбах". Поэтому, чтобы попасть из долины реки Аккол на эту часть ледника, в любом случае приходится выходить на левобережные морены. Для этого достаточно, пройдя по галечниковым наносам левого берега реки, выйти в рандклюфт. Нижняя его часть засыпана мелким обломочным материалом и щебнем, нанесённым водой, поэтому примерно полкилометра можно пройти по его дну, а затем выбраться направо, на осыпной борт боковой морены. Дальше можно двигаться вдоль ледника, траверсируя некрутой склон, пересечь ложбину, по которой из лежащего наверху озера стекает ручей, и выйти к скальному гребню. Обойдя его, попадаешь к нижнему концу той ветви ледника, что стекает из-под перевала Гребешок. Ледник ровный и практически без трещин, так что никаких проблем при передвижении по нему не возникает. Слева он ограничен скальным гребнем, отделяющим его от основного потока Софийского ледника, и соединяется с ним в верхней части, в области питания. Здесь находятся перевалы Ключ Северный и Южный (оба 2Б), ведущие параллельно перевалу Гребешок на Талдуринский ледник, и так называемый перевал Ключ Отрожный (1Б) - путь по снежным полям, которым удобнее всего пользоваться, чтобы попасть сюда из верховий основного потока. Крайняя северо-западная камера этой ветви ледника, в которой находится перевал Гребешок, отделена ещё одним коротким гребнем. Поэтому идти лучше всего вдоль левого борта, постепенно набирая высоту и поворачивая вслед за ним налево, к подножию снежного склона, спускающегося с очевидной седловины перевала.  Подход от конца ледника до последнего взлёта (около 4 километров) занимает не более 2 часов. Подъём по снежному склону крутизной около 30 градусов выводит на разрушенные скалы, по которым без проблем можно выйти на гребень несколько левее его наиболее низкой части (в сумме это занимает не более получаса). Здесь под защитой скального выступа выложена небольшая площадка под палатку.

Техническая сложность и безопасность спуска в сторону Талдуринского ледника очень сильно зависят от количества снега на склоне. Оптимальный путь, однако, практически однозначен. Спускаться, в принципе, можно прямо по кулуару, уходящем вниз от тура, при непременном условии, что в нём лежит снег. При отсутствии оного этот кулуар становится источником практически постоянных камнепадов. При этом камни сильно разгоняются на голом льду и летят вниз с очень большой скоростью. Поэтому можно пройти дальше направо и попытаться, надев кошки, спуститься по соседнему кулуару. Здесь и далее вниз придётся вешать верёвки вдоль скал и пройти как можно дальше направо, чтобы не попасть под камни, летящие с перевала, а затем спускаться по леднику, опять же отклоняясь ближе к его правому краю. В нижней части склона - неширокий бергшрунд, после которого уже лежит снег. Всего на скалах и льду, несмотря на небольшую его крутизну, может потребоваться повесить 8-9 верёвок.

Дальше можно уже спускаться прямо вниз и выходить на ровную заснеженную поверхность Талдуринского ледника, где всегда есть где поставить палатки. Кроме того, либо на его поверхности, либо у его края под перевалом Некрасова всегда есть озеро с талой водой.

Следует заметить, что ходить этот перевал я бы рекомендовал только в снежное время года, когда отсутствует камнепадная опасность. При этом спускаться надо таким же путём, то есть постоянно держаться ближе к правому краю ледника. Склон этот, в принципе, после обильных весенних снегопадов может быть лавиноопасным. Если же снега достаточно много, но в то же время он хорошо держит, то в этом случае весь путь спуска может быть пройден без организации перильной страховки.

По вышеописанным причинам, если вы вышли на седловину перевала Гребешок с востока или подошли к нему по Талдуринскому леднику и обнаружили, что по его западному склону летят камни, то лучше не рисковать, а пройти один из соседних перевалов: Ключ Северный или Южный, которые, хоть и считаются более сложными технически, но камнепадной опасности, во всяком случае, на них нет.