Пер. СОАН (2А,4050) Техническое описание перевалов и участков маршрута Пер. Онтор (1Б,3980)

Перевал Арчалытор Северный (2А,4200)

Ледово-осыпной перевал, ведущий из долины реки Арчалытор (правый приток Айланыша, истока реки Джеты-Огуз) на ледник Онтор (долина реки Каракол).
Путь к перевалу начинается от хорошей стоянки
Пик Огуз-Баши, вид со стоянки
на водоразделе Арчалытора и Айланыша чуть выше их слияния. Надо перейти на правый берег Арчалытора (что не представляет проблем) и найти скотопрогонную тропу, уходящую под деревьями круто вверх на склон. Тропа начинается левее заметного скального обнажения и идёт в обход сбросов в верхнюю, уже безлесную долину. На пути приходится преодолевать завалы, устроенные пастухами. От входа в долину видно, что дальше она поворачивает круто направо, на юг. До этого поворота идти полтора-два часа, если считать от начала подъёма из долины Айланыша.
С поворота открывается вид на перевалы Сказка (3А) и Маречека (3А), а на юго-востоке, над седловиной перевала Новосибирцев (2Б*) возвышается вершина Каракольского пика. Все эти перевалы также выводят на ледник Онтор. На северо-восток виден подъём в боковую долину, где находится перевал Рижан Ложный (1Б).
Долина Арчалытор. Налево - к пер. Рижан Ложный (1Б), направо - к остальным перевалам
Долина эта отделена длинным гребнем, который нужно обогнуть справа, чтобы подойти к перевалу Арчалытор Северный. Довольно долгий, но некрутой  подъём по курумникам, травянистым склонам, осыпям и моренам выводит ко входу в цирк. Здесь, на щебёночнике, оставленном отступившим ледником, есть хорошие стоянки, с которых открывается отличный вид. Подход от поворота долины до этого места занимает немногим более часа.
От стоянок совсем недалеко до ледника. Он обрывается в озеро, по которому плавают айсберги, а прямо за ледником, в дальнем конце цирка видны низкая осыпная седловина перевала Рижан (1Б) и покрытый снегом ледовый лоб - начало подъёма к перевалу Арчалытор Северный.
Цирк перевалов Арчалытор Северный (2А) и Рижан (1Б)
При желании (или необходимости) можно часа за полтора подойти под него и встать на ночёвку на снегу недалеко от подножия взлёта перевала Рижан. Выходить на ледник лучше справа по ходу, с левого берега речки. Нижняя часть ледника ровная, пологая, трещин (а в конце лета и снега) на ней нет. Справа при этом остаётся крутой ледовый склон, подъём по которому выводит к перевалу Арчалытор Южный (2Б) (существуют и другие варианты выхода на этот перевал). На подъёме с ровной плоскости ледника к тому месту, где расходятся пути на перевалы Рижан и Арчалытор Северный есть небольшие трещины.
Дальнейший подъём по крутому лбу можно пройти и без навешивания перил, но если на льду нет снега и рюкзаки тяжёлые, то одну верёвку всё-таки стоит повесить. Выше крутого участка - широкая трещина, не видная снизу, она обходится слева. Дальше надо двигаться прямо вверх, постепенно забирая вправо. Ледник здесь закрытый, есть трещины, так что идти надо в связках. Тур находится на камнях несколько дальше и ниже седловины. С перевала открывается отличный вид на пики Джигит и Каракол.
Перевал Арчалытор Северный с востока
Спуск с перевала ведёт по одному из осыпных кулуаров, в которых местами лежит лёд, так что идти здесь надёжнее в кошках. Под перевальным взлётом лежит небольшой закрытый ледник, текущий на восток, а затем поворачивающий направо и стекающий вниз через узкие ворота.
Перевал Арчалытор Северный (на правом краю снимка). Вид с террасы правого борта ледника Онтор. Фото 1994 года
Идти надо прямо к этим воротам, к их правому борту, и спускаться по рандклюфту на осыпной склон, а с него - на моренный вал. Ниже уже начинается тропа, которая серпантином выводит немного вправо, в уютный, заросший травой моренный карман с чистым ручьём. Это отличное место для стоянки.
Всего на подъём на перевал от стоянок на камнях ниже конца ледника требуется  2 часа. Спуск до стоянки в моренном кармане занимает час-полтора.

Дальнейший спуск на ледник Онтор ведёт по набитой тропе, которая сначала идёт по верху моренного гребня, а затем спускается с него на морены, лежащие на льду. Чтобы идти дальше вниз по долине или двигаться в сторону перевалов Онтор (1Б), Джигит (3А), Слонёнок (3А), надо выйти с морен на ровное поле восточной ветви ледника Онтор. К перевалу Джеты-Огуз (2Б) надо подниматься направо, на западную ветвь ледника.