Пер. Ашутор (1Б,4200) Техническое описание перевалов и участков маршрута Пер. Арчалытор Сев.(2А,4200)

Перевал СОАН (2А,4050)

Один из наиболее часто посещаемых перевалов на Терскее. Ведёт он в направлении с запада на восток из долины Айламы (бассейн реки Чон-Кызылсу) в долину Байтора, левого притока реки Джеты-Огуз. Перевал скально-осыпной, но на восточном склоне снег сходит не раньше июля. Это может осложнить прохождение перевала.
Цирк перевала СОАН
Из долины Чон-Кызылсу путь к перевалу ведёт от ФГС через мост на правый берег, а затем - по дороге вверх по долине реки Карабаткак. По дороге давно никто не ездит, местами она заросла или превратилась в скотопрогонную тропу, но всё равно лучше идти по ней, а не по заболоченной пойме реки. Впереди в хорошую погоду видна двурогая верхушка пика Айлама, возвышающаяся над ближними гребнями. Заканчивается дорога у заброшенного стойбища, на котором валяются и ржавеют остатки каких-то механизмов. Отсюда вверх на склон уходит тропа на перевал Арчатор (1А). Другая тропа ведёт дальше по долине, пересекает селевой конус выноса ручья, текущего с перевала Арчатор, а затем, пройдя немного вдоль реки, поднимается налево, на склон, густо заросший елями и арчовником. Тропа скотопрогонная, она ведёт в обход водопада в долину Айламы, правого притока Карабаткака. Пастухи стоят у верхней границы леса. Тропа, пройдя по лугам, поворачивает вместе с долиной направо. Отсюда становится видна стена основного хребта Терскей-Алатау с ледовым склоном перевала Ульяновцев (3А).
От ФГС до этого места около 3 часов ходьбы.
Для того, чтобы выйти к перевалу, надо подниматься на крутой правый борт долины. Поросшие травой участки здесь чередуются с курумниками и осыпями. Высота взлёта - около 300 метров, после этого склон выполаживается, а впереди становятся видны два явно выраженных цирка, в левом из которых находится перевал СОАН, а в правом - СОАН-2 (2А). Правее и несколько ниже окончания разделяющего их скального гребня есть небольшое озеро, около которого можно достаточно комфортно переночевать.
Перевальный взлёт
Подъём от реки до этой стоянки занимает полтора - два часа.
В сухую погоду подход под перевал, если не принимать во внимание груз на спине, - сплошное удовольствие: по большим валунам можно идти как по ступеням. В дождь, однако, покрытые лишайником камни становятся чрезвычайно скользкими. Курумники постепенно переходят в осыпь, под которой угадывается полностью закрытый камнями ледник. Выше осыпи - пояс отвесных скал. Выбираться наверх надо в его правой (по ходу) части, где высота не более 10 метров. Простое лазание, но для подъёма с рюкзаками нужны перила. Выше пояса скал снова лежит осыпь, поэтому следующему, если он не хочет получить камнем по голове, не стоит подниматься пока предыдущий не ушёл налево и вверх. В принципе, только вблизи обрыва камни лежат неустойчиво, выше можно идти совершенно спокойно.
Перевал - достаточно широкая скальная седловина, тур находится в её южной части. В хорошую погоду с него открывается отличный вид на пики Каракол и Огуз-Баши.
В сторону Байтора с перевала ведёт наклонная скальная полка. На скале слева от неё прибита табличка с фотографией в память о погибшем здесь Николае Антропове, туристе из Новосибирского университета.
Вид сверху на путь спуска
Общее направление спуска - вдоль этой скалы до того места, где можно перейти на осыпь. Спускаться можно прямо вниз от края полки, для чего понадобится повесить по крайней мере одну верёвку. Следует учесть, однако, что путь этот камнеопасен. Другой вариант - спуститься вправо, причём, если скалы сухие, то этот относительно крутой участок можно пройти и без навешивания перил. Склон, на который выводит этот путь, представляет собой чередование наклонных гладких плит, разделённых узкими трещинами-полочками. Крутизна небольшая, но соскользнуть очень легко, так как на плитах лежат мелкие камушки. А внизу склон заканчивается обрывом. Надо аккуратно спуститься до того места, где можно повернуть обратно налево, выйти снова к скалам и,  уже без проблем, перейти на осыпь. Осыпь эта довольно крутая, состоит из камней разного размера, лежащих, из-за того что она постоянно обновляется, очень неустойчиво. Спуск по ней выводит на левую морену небольшого ледника, пройдя по которой надо немного спуститься влево в ложбину, чтобы затем выбраться из неё на "бараньи лбы".
Дальнейший  спуск уже не представляет проблем. Надо спуститься ещё левее и, то по курумникам, то по траве, идти вдоль ложбины к озеру. При выборе места ночёвки следует учитывать, что ниже озера вода уходит под камни, и, если не останавливаться здесь, то придётся  спускаться до реки Байтор, а это 450 метров вниз по местами довольно крутым травянистым склонам.
Всего на подъём на перевал (от стоянки у озерца) требуется примерно 2 часа, а на спуск до озера - около полутора часов (если скалы сухие и не надо вешать верёвки).
Перевал СОАН с востока

На спуск в долину Байтора уйдёт не менее 40 минут. Здесь раньше всегда стояли пастухи, но в 2001 году никого не было. Дальше вниз ведёт тропа, идти по которой местами не очень удобно, так как набита она копытами различных домашних животных. Там,  где река устремляется круто вниз в каньон, тропа, обычно грязная и скользкая в этом месте, входит в лес и серпантинами спускается в широкую долину Джеты-Огуз. Здесь сливаются два истока этой реки: Байтор и Айланыш. На правом берегу Айланыша тоже обычно стоят пастухи, которые регулярно обновляют мостки, перекинутые через эту реку (и опять же, в этом году не было ни пастухов, ни мостика). Через Байтор моста нет, но там, где тропа выходит из леса, под небольшим обрывом уже несколько лет лежит поперёк потока толстый еловый ствол, по которому можно достаточно надёжно перейти на правый берег.
Если двигаться вниз по долине, то лучше перейти и Байтор, и Айланыш и идти по правому берегу. Вверх можно идти и по левому берегу Айланыша, но всё равно потом придётся переходить на правый, что, если следующий перевал - перевал Джеты-Огуз, можно сделать и выше впадения Арчалытора. Там поток менее сильный и течёт достаточно спокойно. Если же целью является какой-либо из перевалов в долине Арчалытора, то лучше перейти Айланыш сразу.