Пер. Арчалытор Сев.(2А,4200) Техническое описание перевалов и участков маршрута Озеро Алакуль и пер.Алакуль (1А,3850)

Перевал Онтор (1Б,3980)

Самый посещаемый перевал в районе Терскей-Алатау. (Я, например, в 2001 году прошёл через него в шестой раз). Объясняется это, во-первых, тем, что путь через него проходит под стенами пиков Каракол и Джигит, а во-вторых, его простотой и доступностью для походов, начиная со второй категории. Ведёт он в направлении с запада на восток с ледника Онтор Восточный на ледник Кёльтор (Кольтор, Культор) Западный и расположен в северном отроге хребта, разделяющем восточный и западный истоки реки Каракол, то есть Кёльтор и Онтор. Этот боковой хребет отходит на север непосредственно от массива пика Джигит и из-за большого перепада высот (более километра) выглядит издали весьма своеобразно: как невысокая скальная перегородка, разделяющая два ледника. Вторая от вершины седловина в этом гребне - перевал Онтор.
Если подходить к перевалу из долины, то по тропе, идущей по левому берегу, надо дойти до ледника, выйти на его ровную поверхность и двигаться прямо вверх. Летом ледник открытый, трещин на нём нет. Слева по ходу, по центру ледового поля течёт в промоине ледниковая речка.  Торопиться перебираться на другой берег смысла нет, лучше пройти повыше и спокойно, без проблем перешагнуть её в верхней части ледника.
Если есть желание пройти перевал сходу, можно продолжать идти по леднику, оставляя слева моренный вал, и постепенно поворачивать налево, чтобы, двигаясь параллельно основному хребту, выйти к низкому скальному гребню, замыкающему ледовое поле с востока.
Расположение перевала Онтор. Вид со спуска с перевала Арчалытор Северный
Ледник здесь по-прежнему ровный, местами на нём лежат камни, но сплошных моренных полей нет. На повороте есть небольшие трещины, но опасности они не представляют, так как обычно хорошо видны.
Можно, однако, и не торопиться пробегать перевал насквозь, а выйти налево, на обширные луга, раскинувшиеся выше ледника, где всегда можно найти ровную полянку и чистый ручей. Здесь обычно пасутся стада горных козлов.
В хорошую погоду в этом месте, с которого открывается замечательный вид на Каракол и Джигит, можно отлично отдохнуть.
Чтобы попасть сюда, приходится перебираться через моренный вал, а затем прыгать по курумнику, но удовольствие от полноценного отдыха и заряд положительных эмоций вполне компенсируют затраты энергии.
Наиболее близкое к перевалу место стоянки находится там, где моренный вал сходится с бортом долины. Здесь стоит небольшой памятник погибшим туристам. От реки досюда можно дойти примерно за два часа.
Чтобы выйти к перевалу от этой стоянки, надо сначала пройти немного вверх по ложбине, затем выйти направо на моренный вал и по моренам пройти ближе к середине ледового поля. Отсюда уже хорошо виден скальный гребень, перевал Онтор - левая из седловин (правая, южная, седловина имеет ту же сложность и её можно рассматривать как вариант перевала, но обычно все ходят через ближайшую, северную седловину). Идти лучше прямо по центру, где трещин практически нет. Они есть у правого борта ледника, и при подходе к подножию перевального взлёта приходится их обходить. Подъём на седловину, возвышающуюся над ледником не более, чем на 50 метров, ведёт по крутой осыпи.
Седловина скальная, довольно узкая, с неё по диагонали направо и вниз ведёт скальная полка. По леднику лучше идти вдоль левого борта, где небольшие трещины сходят совсем на нет. Ниже, однако, в том месте, где ледник огибает скальный выступ, есть пара довольно широких трещин, но они без проблем преодолеваются по границе льда и скал. После этого перегиба может встретиться ещё несколько трещин, так что если верхняя часть ледника закрыта снегом, то пройти её лучше в связках.
Дальше ледник Кёльтор Западный (Джигит) ровный, без трещин и, в конце лета, открытый. Идти по нему лучше сначала почти прямо на восток, а затем, немного не доходя до правого борта, повернуть налево и двигаться прямо вниз. Ледник отступает, и переход с его языка на правые морены не представляет особых проблем. На моренных россыпях начинается тропа, ведущая направо к речке, восточному истоку реки Кёльтор.

Подъём на перевал от стоянки на травке в моренном кармане занимает не более полутора часов, спуск до морен (в бесснежное время года) - немногим более часа.

Дальнейший путь вниз по долине идёт по правому берегу реки, где многими поколениями пастухов и туристов набита мощная тропа. Переходить через восточный исток лучше всего там, где он растекается на много рукавов среди больших плоских валунов. В принципе, можно идти и по левому берегу, там тоже пасутся коровы и лошади и есть натоптанная ими тропинка. Потом, однако, перед тем как Кёльтор входит в узкое, заросшее лесом ущелье и устремляется вниз, чтобы слиться с Онтором, надо будет всё равно переходить на правый берег. Именно в этом месте сохранился единственный мост через Кёльтор.
Тропа на правом берегу сначала спускается по травянистому склону, а затем всё время идёт вдоль борта долины, обходя заболоченные разливы-озёра ("кёль" или "куль" по-киргизски). Образовались они из-за произошедших когда-то обвалов. Первый завал обходится по кромке воды, а на втором приходится покорячиться. Ниже его справа впадает ручей, текущий из-под перевала Экичат Северный (2А), и появляются первые деревья. Тропа проходит по лугам и постепенно, без набора высоты выходит на склон, а с него уже устремляется вниз. После спуска в долину надо повернуть влево, перейти по мостику Кёльтор, а затем и Онтор. Здесь начинается дорога, ведущая вдоль реки Каракол в одноимённый город. Переход от стрелки истоков реки Кёльтор до её слияния с Онтором занимает около 3 часов.