Долина Тюте

Долина Тюте - это следующее на восток от Актру большое ущелье, разрезающее северный склон Северо-Чуйского хребта и выходящее в Курайскую степь. Вход в него находится прямо на юг от села Курай и прекрасно виден издалека. Найти его, однако, не так то просто, и, как показала практика, не каждый житель Курая может указать правильную дорогу. Начинается она, естественно, от моста через Чую. (До него примерно 10 километров от сворота с Чуйского тракта к селу Курай, или 6 километров если считать от гостиницы с платной стоянкой, что находится на краю села Кызылташ. Это село на 2-километровке почему-то тоже называется Курай).

Через несколько сот метров после моста дорога выбирается на террасу, после чего несколькими хорошо накатанными колеями разбегается в разные стороны по степи. Одна из них ведёт прямо по направлению ко входу в долину Тюте, другие - налево, а самые накатанные - направо, в направлении брода через Тюте (Чичке) и, далее, к Актру. Одно из ответвлений от правой дороги приводит к полевому стану, а другое, показанное на карте, ведёт прямо вверх вдоль берега речки Тюте. В 2004 году мы попытались заехать по этой колее, но вскоре после небольшого подъёма она затерялась среди заливных лужаек и перелесков, рассечённых многочисленными арыками. Пришлось выгружаться и идти пешком, в результате чего, почти через час ходьбы по лесу, мы вышли к протоке, за которой обнаружилась накатанная дорога. В 2005 году мы попытались сразу из степи попасть на неё. Предположив, что именно она обозначена на карте и совпадает с той колеёй, что ведёт прямо, мы доехали до опушки и двинулись дальше пешком. Стоило, однако, нам войти в лес, как дорога тут же потерялась. Остались только следы грузовиков и тракторов, вывозивших заготовленную древесину. Нам пришлось воспользоваться GPS и идти по азимуту, благо деревья в лиственничном лесу растут достаточно редко, а бурелома и подлеска практически нет. В конце концов, мы натолкнулись на потерянную ранее наезженную колею, пошли по ней и, спустившись по крутому косогору, оказались у реки, на правильной дороге, пришедшей справа по ходу. Оказалось при этом, что мы вышли к реке метров на 700 выше по течению того места, куда попали предыдущим летом с другой стороны, и метров за двести до стоящего в стороне домика лесничества. (Судя по всему, именно оно обозначено на карте).

В 2005 году мы возвращались в Курай через Тюте, что позволило нам пройти вниз по этой дороге и окончательно прояснить её расположение на местности. Оказалось, что чтобы попасть на эту дорогу из Курайской степи, надо, в первую очередь, ориентироваться на поросший лесом увал, идущий вдоль (орографически) правого берега речки Тюте. То есть ехать надо не прямо, не направо, а по диагонали, по той колее, что выводит на гребень этого увала. Хорошим ориентиром при этом может служить одинокое строение типа загона для скота. Оставив его справа, надо продолжать двигаться прямо по направлению к опушке.

Следует заметить, что дорога эта очень хорошо видна на космических снимках. Ведёт она мимо загона к полевому стану, расположенному к югу от заливных лугов. Поворот от сарая и колея, идущая в направлении леса плохо различимы. Однако, если задать в Гугл поиск точки выхода к речке, то взаимное расположение всех элементов рельефа на местности становится достаточно прозрачным.

Дорога, войдя в лес, постепенно поднимается на увал и приводит, в конце концов, в долину речки Тюте. Выходит она примерно к обозначенному на карте ниже по течению от лесничества сараю. Хотелось бы отметить, что в сухую погоду весь этот путь можно проехать практически на любом автомобиле.

Далее дорога начинает довольно круто набирать высоту и минут через 20 ходьбы выводит на обзорную точку, с которой открывается отличный вид на массив Актру-Куркурек и Курайскую степь. Крутые взлёты вскоре после этого заканчиваются, дорога идёт почти ровно, чередуя подъёмы с небольшими спусками, пересекает несколько заболоченных участков, на которых угадываются остатки гати (настила из брёвен), и минут через 30-40 приводит к развилке. Левая дорога уходит вверх по Кызылярыку, правому истоку Тюте, а правая метров через 30 упирается в брод. Идти прямо через речку нет никакого смысла. Во-первых, дорога пересекает Тюте буквально сразу после слияния с Кызылярыком, а во-вторых, выше по течению она снова возвращается на правый берег. По этим причинам лучше свернуть с дороги налево и, пройдя метров 5 между деревьями, перебраться на левый берег Кызылярыка. Тропы здесь нет, несмотря на то, что народ ходит. Так что сначала придётся протиснуться через достаточно густой подлесок, чтобы выйти на открытое, поросшее травой пространство. Препятствий здесь нет, и примерно через километр еле заметная тропка выводит на пришедшую справа дорогу. В пойме реки она заросла и угадывается с трудом. Тропа, проложенная по её колее, уходит налево и постепенно начинает взбираться на борт долины. Здесь, в лесу, дорога сохранилась лучше, но при этом то и дело приходится перебираться через перегораживающие её стволы упавших деревьев. Дорога взбирается высоко на борт ущелья, затем километра два идёт практически траверсом, пересекает прорытые селем промоины, выходит из-под сени леса и пропадает. С этого места открывается отличный вид на долину. Следует отметить, что на всём этом пути, который может занять порядка часа, воды нет.

Далее надо спускаться по тропинке к речке и переходить на другой берег. Там тропинка идёт вдоль подножия склона и постепенно уходит от реки вправо. Здесь, среди заросших стлаником пространств, снова начинает угадываться старая, заросшая колея. Тропинка, проложенная вдоль неё, вскоре уходит влево и снова приводит к берегу речки. Здесь, на верху скального выхода, рядом с чистым ручейком, есть приятное место для одной палатки, с которого открывается отличный вид. (Здесь, однако, может быть весьма ветрено в плохую погоду). Недалеко отсюда дорога уводит обратно на правый берег. Речка переходится либо по камням, либо, если воды много, через неглубокий спокойный брод. Примерно через полчаса некрутого подъёма серпантином оказываешься у единственной оставшейся от проводившейся здесь в 40-х годах геологоразведки избы. Она всё ещё в довольно приличном состоянии, и в ней, похоже, даже можно укрыться при непогоде. Дорога здесь заканчивается, только какие-то её остаточные следы уходят в находящийся к юго-востоку от избы скалистый цирк. Чтобы двигаться дальше вверх по долине, лучше выбраться направо, на лысый холм, и идти траверсом. Далеко, однако, так пройти не удастся, так как борт ущелья слева рассекает ущелье правого притока. Приходится спускаться в широкую котловину, поросшую стлаником, после чего выбираться на завал, за которым находится большое озеро (2460). Попасть к озеру можно и другим путём. Вместо того, чтобы подниматься по дороге к избе, можно, не переходя через речку, пройти вдоль неё по камням, по камням же перейти на правый берег и идти вдоль воды, стараясь выбирать путь между стлаников. Полностью их избежать всё равно не удастся. Путь этот приводит в ту же широкую котловину, из которой надо выбираться на завал.

После озера тропинка, то и дело пропадая, идёт по правому берегу, а затем, не доходя до ещё одного большого озера (2580), окончательно исчезает. Берег озера у его нижнего края заболочен, но выше его, за небольшим валом, можно найти место для палатки. Всё остальное пространство между этим валом и холмом, стоящим почти посередине долины, заполнено торфяным болотом. Сразу за этим холмом начинается кулуар, который выводит на седловину перевала, соединяющего Тюте и северный исток реки Кускуннур (ручей Тураоюк). Перевал этот, судя по классификатору, называется Тураоюк и имеет сложность 1Б. Это явное преувеличение. Преодоление его никак не сложнее, чем 1А. С седловины перевала Тураоюк (3106) можно, не спускаясь в долину, пройти траверсом Северо-Чуйского хребта как в сторону вершины Купол, так и на восток.

Другой вариант - двигаться вдоль Тюте вверх и выходить к озёрам, находящимся чуть ниже седловины перевала в сторону Актру (2950). У северного края того озера, что побольше, есть уютное место для стоянки (2880). После этого можно либо спускаться к 'Зелёной гостинице' (2800) и, далее, по кулуару в долину Актру (при условии, естественно, что этот спуск безопасен), либо подниматься на Купол. Можно ещё, при необходимости, подняться на гребень, ведущий отсюда на северо-восток, и уже с него спуститься к Актру. В классификаторе указаны два перевала, ведущие от Тюте к Актру: Кашталык (1Б) и собственно Тюте (нк-1А). Трудно, однако, понять, каким путям соответствуют эти названия. Следует отметить, что боковой хребет, ограничивающий долину Тюте с севера, образующий её левый борт и отделяющий её от Курайской степи, в нижней своей части достаточно легко доступен и по его гребню можно идти траверсом. Примерно посередине между большими озерами в нём есть заметное понижение (2900), перевал через которое приводит в большой цирк на северной стороне (возможно, что это перевал Пряничный). После этой седловины гребень начинает подниматься и выходит на плоскую вершину (3353), после чего следует понижение к седловине между озёрами и 'Зелёной гостиницей'.