Новосибирский областной совет по туризму и экскурсиям
Вычислительный центр СО АН СССР
ОТЧЁТ
о горном туристском путешествии
второй категории сложности
группы туристов
Вычислительного центра СО АН СССР
по Гиссарскому хребту
с 12 по 26 мая 1989 г.
(маршрутная книжка N 3-25-89)
Руководитель группы:Симонов Н.А.
сл.тел. 35-67-21
Маршрутно-квалификационная комиссия Советского районного
турклуба г.Новосибирска рассмотрела отчёт и считает, что путешествие
может быть зачтено всем участникам и руководителю.
Маршрут имеет категорию сложности.
Председатель МКК
Новосибирск
1989
СОСТАВ ГРУППЫ
1.Симонов 1956 ВЦ 6у-Памир-87 руководитель
Николай н.с. 3р-Алайский-88
Александрович 3р-Терскей-88
2.Комиссаров 1958 ВЦ 5р-Алтай-85 снаряжение
Валентин м.н.с. 5р-Киргизский-86
Владиславович 5р-Кавказ-86
3.Войтишек 1959 ВЦ 2р-Гиссарский-87 завхоз
Антон м.н.с.
Вацлавович
4.Шалимов 1961 ВЦ 3у-Терскей-88
Андрей м.н.с.
Владимирович
5.Калинина 1965 ВЦ 1у-Фаны-88 финансы
Татьяна стажёр
Леонидовна
6.Глазнева 1959 ВЦ 1у-Фаны-88 врач
Вера ведущий
Анатольевна инженер
7.Литвиненко 1965 ВЦ 1у-Фаны-88
Светлана стажёр
Алексеевна
8.Машнина 1965 НИЧ НГУ 2у-Алтай-88
Ирина инженер
Александровна
9.Стерхова 1965 НГУ 2у-Алтай-88
Мария аспирант
Максимовна
10.Чиков 1961 СКБ ГИТ 2у-Тянь-Шань-83
Сергей инженер-
Борисович -конструктор
11.Розов 1958 НИЧ НГУ 2*пер.1А
Николай с.н.с.
Сергеевич
ЗАЯВЛЕННЫИ МАРШРУТ
12.5 Новосибирск - Ташкент самолёт
13.5 Ташкент - Самарканд поезд
1 14.5 Самарканд - Шинг - автобус
- озеро 10
2 15.5 подход под перевал 20
3 16.5 перевал Пянджоб(1Б,3948) 14
4 17.5 подход вдоль реки 10
5 18.5 перевал Дитавак(1А,3850) 13
6 19.5 оз.Айгыркуль - к.Тамархут - р.Ходжа-Гаспи 15
7 20.5 перевал Ходжа-Гаспи(1Б) 15
8 21.5 радиальный выход на Ширкентский барьер 5
9 22.5 радиальный выход в верховья р.Оби-Заранг 10
10 23.5 перевал Пограничный + перевал Манзоб (1А) 20
11 24.5 спуск до р.Оби-Заранг 15
12 25.5 спуск до кишлака - 5
- Душанбе автобус
26.5 Душанбе - Новосибирск самолёт
Всего: 12 дней, 152 километра пешком.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ РАИОНА
Гиссарский хребет, входящий в горную систему Гиссаро-Алая,
протянулся с востока на запад более чем на 200 километров. С севера
от Зеравшанского хребта и Фанских гор его отделяют ущелья текущих
параллельно ему притоков реки Зеравшан. К югу Гиссарский хребет
спускается более полого, его отроги прорезаны многочисленными реками
бассейна Аму-Дарьи, орошающими плодородные долины с субтропическим
климатом. Для него характерен очень резкий контраст между
безжизненными, покрытыми лишь арчовым редколесьем северными склонами
и южными, с их буйной растительностью, широколиственными и плодовыми
лесами. Этот факт объясняется тем, что осадков с северной стороны
выпадает до 200 мм, а с южной - более 1000 мм в год, причём их
максимум приходится, как и всюду в горах Средней Азии, на весенние
месяцы. Гребень хребта поднимается на четыре с половиной тысячи
метров, а перевалы - до 4-х тысяч, при этом отрог Мачитли и массив с
вершиной Липского по высоте не уступают основному хребту. Ледники
Гиссара невелики и в большой степени покрыты моренными отложениями.
В связи с этим сложных перевалов здесь практически нет и маршрут
выше третьей категории сложности, не выходящий за пределы
Гиссарского хребта, проложить невозможно. Выход здесь, по-видимому,
в прохождении перевалов Фанских гор. Невысокая спортивность района
однако полностью компенсируется его живописностью: завальные озёра
(Пайрон, Тимур-Дара и др.), водопады, сохранившиеся в безлюдных
долинах широколиственные леса с обильной живностью (в том числе и
снежные барсы). В северо-западных отрогах хребта протянулась целая
цепочка красивейших Маргузорских озёр. Но основная
достопримечательность района - это, конечно же, Ширкентский барьер -
мощная гряда конгломератных красноватых скал у подножия
Мачитлинского отрога.
В последнее время, в связи с бурно и совершенно безответственно
растущим населением, места для того, чтобы жить, в долинах уже не
хватает. Народ стал возвращаться в ранее заброшенные горные кишлаки,
обрабатывать любую мало-мальски пригодную землю. Всё это, учитывая
весьма низкую экологическую культуру местного населения, может уже в
скором времени привести к необратимым последствиям для хрупкой
горной природы. И выхода пока что не видно.
ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ ПО МАРШРУТУ И ДНЕВНИК ПУТЕШЕСТВИЯ
12 - 13 мая.
Вылетев из весенней прохлады Новосибирска в 13.45 по
московскому времени, в 16.20 мы уже окунулись в тёплую атмосферу
Ташкента, оказавшуюся для нас тёплой и в переносном смысле. В
аэропорту нас встречали двое наших друзей из ИЯФ АН Узбекистана,
передали купленные заранее билеты на поезд и, так как времени ещё
оставалось довольно много, один из них, альпинист-полупрофессионал,
пригласил всю группу к себе домой. Угостив ужином, он проводил нас
до остановки и посадил на автобус, идущий на вокзал Ташкент Южный.
Поезд на Китаб отошёл в 21.25 (моск.) уже в полной темноте, и в
такой же темноте мы вылезли на самаркандский перрон. Было 5 часов
утра по местному времени (3 по моск.), и только примерно через час,
после того, как мы сдали вещи в камеру хранения, роль которой здесь
выполняет здесь багажный склад, начало светать. Перекусив в буфете,
мы сели на автобус и отправились в город любоваться бирюзовыми
куполами в лучах восходящего солнца. При контрастном утреннем
освещении нам удалось сделать несколько эффектных снимков, после
чего мы разбрелись по городу, условившись встретиться на вокзале в
15 часов. Был, однако, выходной день, и телефон КСС отвечал мне
только длинными гудками. Только в 14.45 удалось, наконец-то, причём
совершенно случайно поймать начальника КСС и встать у него на
учёт, после чего время полетело удивительно быстро. К автобусной
диспетчерской по соседству с Регистаном мы подъехали в начале
шестого и были обескуражены известием о том, что последний рейсовый
автобус Самарканд - Пенджикент отъехал от автостанции в 17 часов.
Мало уже на что надеясь, мы всё-таки поехали на автостанцию, где и
поймали за хвост пенджикентский автобус, возвращающийся обратно.
Выехали в 17.40 и через полтора часа (в 20.10 пенджикентского, в
17.10 московского времени) были на автовокзале города Пенджикент.
Тут же выяснилось, что с вполне сносным комфортом можно переночевать
в постоялом подвале автовокзала за весьма символическую плату.
Чайхана была уже закрыта, поэтому на ужин мы вскипятили себе на
примусе чай (за бензином пришлось возвращаться на другой конец
города), перекусили, сидя за столом в свободной комнате, а затем
вышли посидеть на скамейке и попеть песни под аккомпанемент гитары и
любовных стенаний всех окрестных жаб.
14 мая
Подъём в 7 часов (здесь и далее, кроме специально отмеченных
случаев, используется новосибирское время).
время пункт на маршруте расстояние(км) ходовое
время
8.00 автовокзал г.Пенджикент
9.00 кишлак Шинг доехали на автобусе
9.20 вышли из кишлака
10.40 кишлак Рашна-Поён 4 1.05
13.10 кишлак Падруд,обед 10 2.20
14.00 вышли после обеда
16.30 озеро Маргузор, поворот к пер.Тавасанг 5 1.30
18.00 стоянка 3 0.40
Всего за день за 5 часов 35 минут пройдено 22 километра.
Несмотря на вполне приличные условия и прямо-таки идеальную по
среднеазиатским меркам чистоту, отдохнуть как следует не удалось,
подвал был всё же сыроват. В 6 часов по местному времени, ещё в
темноте, мы уже были на ногах, перекусили в чайхане и сели на
семичасовой автобус, идущий в Шинг (следующий рейс должен был быть в
11 часов). Дорога идёт ещё далеко вверх по долине р.Шинг, однако
ехать было не на чем, а утренний холодок и мелкий дождик не
располагали к неподвижности, поэтому мы довольно быстро пошли вперёд
и вскоре, вместе с первыми лучами солнца, оказались у кишлака
Рашна-Поён. Отсюда начинается крутой подъём к Маргузорским озёрам,
на котором нас догнала грузовая машина. Однако мы предпочли
загрузить только рюкзаки, отправив вместе с ними Валю и Серёжу. Все
остальные решили пройтись пешком, чтобы, не торопясь, полюбоваться
озёрами. Оказалось, что любоваться есть чем, несмотря на очень
низкий уровень воды (ниже нормального метров на 5, а в некоторых
озёрах - на все 10. Это вызвано тем, что интенсивное таяние снегов
ещё не началось). Свежий ветерок не давал нам перегреваться, и к
обеду мы догнали наши вещи у кишлака Падруд. Этот кишлак расположен
на крутом склоне завала, за которым спряталось ещё одно маленькое
озеро, а дальше начинается подъём к самому большому из озёр -
Маргузор. По саям, спускающимся к этому озеру, расположено несколько
кишлаков, останавливаться рядом с которыми нам совсем не хотелось,
поэтому мы прошли почти до последнего озера Хазор-Чашма и встали на
травке уже в сумраке приближающегося дождя. Поднимались мы от поймы
озера Маргузор по тропе сквозь кишлак по левому берегу речки. В
принципе, по правому берегу идёт автомобильная дорога до самого
озера Хазор-Чашма, но в этот момент часть её была разрушена
весенними оползнями и местные жители занимались её ремонтом. На
ночёвку мы остановились не очень поздно и ещё успели пообщаться со
студентами Душанбинского геологоразведочного техникума и попеть друг
другу песни на своих родных языках в сопровождении как гитары, так и
рубаба.
15 мая
Подъём в 7.40.
9.20 выход
9.30 озеро Хазор-Чашма 1 0.10
10.00 устье юго-западного истока озера 3.5 0.30
12.40 остановка на обед у последних хижин 5.5 1.40
14.00 выход после обеда
15.00 стоянка 2 0.30
Всего за день за 2 часа 50 минут пройдено 12 километров.
С утра было ещё мрачнее, чем вечером, но дождя не было. Быстро
дойдя до берега озера Хазор-Чашма, мы вышли на хорошую тропу. Тропа
идёт вдоль левого (орографически) берега, местами она прорублена в
скалах. Дойдя до конца тропы, мы остановились отдохнуть перед тем,
как спуститься на пойму юго-западного истока озера. Начал
накрапывать дождик, не прекращавшийся в течение последующих двух
часов, но, в силу своей слабости, не сумевший нас как следует
промочить. Путь к перевалу Пянджоб ведёт вдоль юго-восточного истока
озера - реки Чапдара. После подъёма от поймы спускаться к Чапдаре
совсем не обязательно, т.к. хорошая тропа продолжает идти по её
левому берегу без потери высоты. Часть склона, однако, была
перекрыта снежными языками, идти по которым нам не очень хотелось,
поэтому вскоре после кишлака, прилепившемуся к правому берегу, мы
перешли речку, а затем вернулись обратно по мостику и вышли к
последним в долине хижинам. Они пустовали, однако загаженное
пространство вокруг них свидетельствовало, что скоро сюда пригонят
овец. Выбрав место почище, мы пообедали и успели погреться в лучах
вдруг проглянувшего солнца. После обеда прошли совсем немного, т.к.
дальше начинались уже сплошные снежные поля.
16 мая.
Подъём в 3.00.
4.20 выход
7.00 морены 2.5 2.00
11.00 перевал Пянджоб(1Б,3948) 3 2.55
11.20 начали спуск
15.00 обед 5 2.40
16.20 вышли после обеда
18.00 стоянка 2.5 1.10
Всего за день за 8 часов 45 минут пройдено 13 километров.
До перевала оставалось ещё порядочное расстояние: снега было
больше, чем мы рассчитывали, и лежал он ниже. Поэтому, чтобы успеть
спуститься с перевала до полного раскисания снега, мы поднялись и
вышли почти в полной темноте, освещая себе путь фонариками.
вскоре, однако, стало понятно, что можно идти и без них: достаточно
было свечения облаков. Было не холодно, и снег местами держал нас
плохо. В тот момент, когда мы выбрались на морены, разделяющие
ледник перевала Пянджоб и обширный цирк на востоке от него, начало
светать, а вскоре и солнце осветило правый по ходу склон. Чем выше
мы поднимались, тем становилось холоднее, и даже солнечные лучи,
осветившие нас только на самом последнем подъёме (таково
расположение перевала), ничуть не согрели нас. Про снег на пути
спуска этого сказать нельзя было: чем дальше вниз, тем мучительнее
становилось в него проваливаться. А это было неизбежно, если учесть
весьма внушительные габариты большинства наших мужиков. В конце
концов, уже окончательно притомившись от снега и солнца, мы ушли от
лавиноопасных склонов и остановились пообедать, разместившись на
ровной поверхности огромного валуна. Здесь, вырвавшись из-под снега,
уже текла речка, но снежные поля, насколько хватало глаз,
простирались далеко вниз. После обеда погода испортилась, чуть-чуть
посыпал снежок, и мы, не видя необходимости переутомляться, встали
на ночлег на снегу.
17 мая
Подъём в 8.15.
9.25 выход
9.50 ущелье, уходящее налево 2 0.25
10.20 начало подъёма
14.00 цирк под перевалом (подъём на 1000м),обед 1.5 2.20
16.20 начало спуска
18.00 река Хават 1.5 1.20
19.20 стоянка 4 0.55
Всего за день за 5 часов пройдено 9 километров.
С утра стояла хорошая погода, за ночь подморозило, и было
приятно идти быстро и без проблем. Хорошее настроение, впрочем,
скоро перешло в переоценку своей скорости, и мы, приняв ближайшее
поднимающееся налево ущелье за путь к перевалу Дитавак, полезли,
долбя ступени в твёрдом насте, наверх. Вылезли в цирк только к
обеду. Погода в этот момент начала портиться, загрохотал гром, пошёл
снег, в цирке было довольно лавиноопасно, а седловины не очень были
похожи на перевал, через который летом перегоняют скот. Поэтому мы
сочли, что наилучшим решением будет спуститься вниз, обратно в
долину реки Хават. Видимость при спуске вдруг резко упала. Туман и
снег позволяли порой видеть не далее десяти метров, но куда
спускаться было всё-таки ясно. Сразу же после спуска мы перешли на
правый берег реки, попроваливались немного в уже не очень глубокий
здесь снег и вскоре вышли на хорошую тропу, усеянную жёлтыми
примулами. Настроение резко повысилось, выглянуло солнце, стало
тепло и мы даже успели немножко позагорать перед ужином. А с места
стоянки прекрасно был виден путь к, без всякого сомнения, перевалу
Дитавак.
18 мая
Подъём в 4.45.
6.00 выход
10.30 перевал Дитавак(1А,3850) 3.5 3.50
10.50 начали спускаться
13.30 остановились на обед 4 1.50
15.15 пошли к озеру
15.35 остановились на стоянку у озера Айгыркуль 1.5 0.20
Всего за 6 часов пройдено 9 километров.
Дежурные, вставшие посреди ночи, чтобы готовить завтрак, были
просто ошеломлены безумной красотой заснеженных гор в контрастном
освещении от ярчайшей луны. Идти, впрочем, пришлось при свете
фонариков, так как пока завтракали и собирались, ночное светило
успело скрыться за гребнем ущелья. Наст был довольно твёрдый,
первому приходилось на крутых участках выбивать ступени двумя
ударами, а порой и этого было недостаточно. Довольно скоро стало
светать и дальние гребни загорелись слабым розовым цветом, но до нас
солнце так и не успело добраться до тех пор, пока мы не вылезли на
гребень и оно не ударило нас прямо в лицо, ошеломив сверкающей
панорамой всего хребта Мачитли. Следует отметить, что последние
метров сто подъёма довольно круты, так что пришлось подниматься
зигзагом. Ориентация перевала Дитавак, однако, почти такая же, как и
перевала Пянджоб, поэтому никакой лавинной опасности на пути подъёма
не было. Этого нельзя уже было сказать про путь спуска, который
ведёт сначала прямо вперёд по некрутому заснеженному гребню,
разделяющему два кулуара. Оценив лавинную опасность, мы предпочли
спуститься влево. Проваливаясь порой по пояс, обливаясь потом
(особенно страдали те, кто пытался уберечься от ожогов под марлевыми
повязками), мы с трудом добрались до сухого левого берега кулуара.
Дальше всё уже было просто и безопасно за исключением некоторых
каменистых участков, покрытых мелкой крошкой, по которой отлично
скользили ноги. Впрочем ещё лучше они скользили по грязи, скрытой
под только что вылупившейся зелёной травкой, так и манившей
наступить на себя. Торопиться больше было некуда и мы сели обедать на
сухой полянке у чудесной прозрачной речки, несущейся каскадами по
гранитным ступеням среди зелёных берегов. Место это около озера
Айгыркуль просто отличное: развалины гранитных глыб с травкой и
ровным кварцевым песочком между ними, а на склонах - тюльпаны. Было
бы совсем хорошо, если бы ещё не паслись рядом кони и не бегали
местные ребятишки, которые, слава богу, вскоре ушли вниз, в кишлак.
Вода в озере ещё была чистая, но уже прогревшаяся, что позволило с
удовольствием искупаться в нём. По-видимому, этого не стоит делать
летом, так как озеро непроточное, а рядом ходят животные.
19 мая
Подъём в 9.10.
10.30 выход
12.20 кишлак Тамархут 6 1.20
13.50 обед 1.5 1.00
16.30 выход
17.30 слияние р.Оби-Пирюза и р.Ходжа-Гаспи 3.5 0.40
19.30 склон над р.Ходжа-Гаспи, поворот обратно 1 0.25
20.30 слияние р.Оби-Пирюза и р.Ходжа-Гаспи (1) (0.30)
Всего за 3 часа 25 минут пройдено 12 километров (без учёта
возвращения).
Это был, как и следовало ожидать, самый жаркий день. С самого
утра все разделись и шли, не очень торопясь, но с хорошей скоростью
вниз, наслаждаясь пением птиц в ветвях мощных клёнов. Перед входом в
кишлак Тамархут остановились одеться, чтобы не оскорблять взоров
правоверных мусульман видом голых конечностей и животов. Самое яркое
впечатление от этого кишлака - это огромное количество детей. Такое
ощущение, что их по крайней мере раз в десять больше, чем взрослых.
Где они будут жить, когда вырастут, что будут есть? И во что
превратят они окружающую природу в попытке накормить себя и уже
своих, опять же бессчётных детей. Пока продуктов им, судя по всему,
хватает, так как напоследок, после бесконечных фотографирований один
из местных парней, пришедший недавно из армии, подарил нам две
вкуснейшие лепёшки, испечённые, по-видимому, в настоящем тандыре,
протопленном кизяком. Было такое замечательное настроение, что мы
опять поторопились свернуть на первый попавшийся мост, ведущий на
левый берег р.Кштут. Погуляв там по садам, мы всё же вернулись назад
и вскоре встали на обед у слияния р.Оби-Пирюза и р.Санги-Ассия.
Палящее горное солнце и жара (в тени до 28 градусов) не позволили не
искупаться в прохладных струях. Пока мы так разлагались, мимо прошли
два таджика со своеобразным орудием для лова рыбы: сеть с грузилами
по краям и верёвкой для подтягивания, прикреплённой в её центре.
Чтобы продемонстрировать свой улов, один из них запустил руку в
холщовый мешок и вытащил оттуда небольшую, граммов на 100,
переливающуюся цветным жемчугом, рыбку - форель. После обеда,
перейдя по мосту р.Санги-Ассия, мы прошли сквозь сад и вскоре
обнаружили ещё один мост, ведущий, как оказалось, к огороду. До устья
р.Ходжа-Гаспи, впрочем, было уже недалеко. Необходимый нам мост мы
нашли выше метров на 100-150 по течению, перешли его и, повернув
направо, вышли на пойму р.Ходжа-Гаспи. Отсюда, по-видимому, можно
было попробовать пройти вверх по течению по правому берегу, однако
мы предпочли перейти по мостику на левый, после чего вынуждены были
остановиться, чтобы подождать Андрея. Ждать пришлось довольно долго,
так как он, выйдя позже и потеряв нас из виду, после моста пошёл
вверх по течению р.Оби-Пирюза. Как бы то ни было, день уже клонился
к вечеру, когда мы, наконец-то, двинулись в сторону перевала. Едва
заметная тропинка повела нас вверх на склон в обход подмытого водой
берега. И вдруг здесь, фактически на ровном месте Маша, наклонившись
чтобы увернуться от ветки, неудачно поставила ногу, потеряла
равновесие и, падая, оперлась на руку. Надо же было такому
случиться, что именно под её рукой оказалась раздвоенная палка,
через которую и переломилась лучевая кость машиной левой руки.
Усадив Машу на рюкзак, мы закрепили ей руку палочками после чего
аккуратно повели её вниз. Перейдя обратно оба моста, мы остановились
на поляне как раз напротив слияния двух потоков и стали готовить
ужин, одновременно обсуждая дальнейший план действий. В это время
Андрей убежал в кишлак за ишаком, долго отсутствовал и появился
только после того, как Маша в сопровождении Иры и Валентина ушла
пешком вслед за ним. Оказалось, что весь кишлак собрался, чтобы
обсудить с восточной обстоятельностью и неторопливостью все нюансы и
возможности помощи пострадавшей девушке. В конце концов, Андрей и всё
тот же недавно демобилизованный парень с ишаком встретили наших
друзей на полпути к кишлаку и усадили Машу на вьючное животное.
Однако верхом Маше ехать практически не пришлось, так как тропа
местами довольно узкая, а на ишаке да и на лошади трясло, что помимо
возможности свалиться отзывалось также болью в руке. По этой причине
практически весь путь вниз по р.Кштут и далее по Тупалангу до
строительства ГЭС все трое прошли пешком, причём очень быстро, так
как уже 21-ого мая к обеду они доехали до Душанбе (автобусом из
посёлка Сары-Ассия).
Мы же, оставшись без наших товарищей, долго не могли прийти в
себя.
20 мая
Подъём в 7.40.
8.45 выход
10.15 подошли к прижиму 5 1.20
11.30 переправились на правый берег
11.50 подошли к мостику 1 0.20
12.20 остановились на обед 1 0.20
14.30 выход
15.10 подошли к сплошному снегу 2 0.40
17.30 встали на стоянку 4 1.50
Всего за 4 часа 30 минут пройдено 13 километров.
Ночь была ясная, но лёгкие перистые облачка, промелькнувшие в
небе вечером, своё дело сделали - погода испортилась в соответствии
с нашим пасмурным настроением. Снова мы перешли два моста и пошли
мимо злополучного места вверх, по направлению к виднеющейся вдали
снежной седловине перевала Ходжа-Гаспи. Вскоре нас обогнал охотник,
своим появлением косвенно подтвердивший правильность пути,
выбранного нами. Выйдя на заброшенное поле, мы потеряли тропинку и
уткнулись в серию прижимов, которые заставили нас переправиться на
правый берег (вброд с верёвочной страховкой). Минут через пятнадцать
ходьбы мы подошли к правому притоку, текущему сквозь селевые
отложения, а затем к ещё одному мостику, по которому вернулись на
левый берег. Вообще вдоль всего русла реки Ходжа-Гаспи очень много
следов прошедших здесь селей. После моста нам снова пришлось
карабкаться вверх в обход прижимов. Там мы и обнаружили ту самую
тропку, потерянную нами ранее. Время близилось к обеду, и поэтому,
выйдя на склон, поросший ревенём, мы спустились по нему поближе к
воде, сварили кисель и перекусили.
Тропа после обеда снова повела нас вверх по склону, поднявшись
по которому, мы как-то неожиданно вышли из леса. Впереди уже
виднелась практически полностью закрытая снегом долина, справа
спускался кулуар, забитый лавинными выносами, а впереди внизу были
стены каньона р.Ходжа-Гаспи, в который мы безо всяких проблем
спустились по лавинному следу. К концу первого послеобеденного
перехода мы поднялись по левому берегу к началу сплошных снежных
полей. После выхода на них наша скорость передвижения, конечно же,
резко снизилась. Приближался вечер, на несколько минут вылезло
солнце, но даже и без него все эти лавинные поля, состоящие из
вынесенного лавинами уплотнённого снега, стали раскисать. В поисках
более надёжной опоры мы спустились к речке, местами вырывающейся
из-под толстого снежного панциря. Идти здесь действительно было
легче, но на последнем переходе на нас вдруг налетел короткий и
интенсивный дождь, успевший за свою недолгую жизнь промочить и
заморозить нас с помощью сильного ветра. Палатку пришлось ставить
на мокром снегу недалеко от последних в этой долине арчовых
деревьев.
21 мая
Подъём в 8.20.
9.45 выход
11.30 подошли к развилке под пер.Каменные Ворота 3 1.30
13.50 поворот в правый по ходу цирк 1.5 1.50
15.00 обед 1.0 1.05
18.50 выход после обеда и разведки
21.00 стоянка под самым пер.Ходжа-Гаспи 1.5 1.35
Всего за 6 часов пройдено 7 километров.
Ночью после ещё одного весьма интенсивного вечернего дождя
погода улучшилась, а к утру даже подморозило. Вышли не очень рано,
было уже светло, но идти было легко и приятно вплоть до поворота
из-под перевала Каменные Ворота направо, к подъёму, ведущему на
пер.Ходжа-Гаспи. Здесь вечером из-за большей высоты шёл снег, не
позволивший образоваться твёрдому насту, поэтому в некоторых мелких
местах мы проваливались до самого грунта. Первую ступень подъёма к
перевалу мы преодолели по левому борту долины, так как по середине
ущелья идти было не совсем безопасно. Солнце ещё светило, было жарко
и душно, но вершины постепенно стали заволакиваться облаками, что,
конечно же, не способствовало хорошей ориентировке. Но основным
дезориентирующим фактором оказалась всё-таки весьма далёкая от
совершенства схема, на которой в дополнение ко всему был обозначен
несуществующий перевал Варзоб. Может быть он в принципе и
существует, но он никак не может быть обращён своей северной
стороной в тот же цирк, что и перевал Ходжа-Гаспи. А ведь именно так
и обозначено на схеме! И именно это обстоятельство заставило нас
искать второй(!) слева перевал в одном цирке. Из-за этого мы вместо
того, чтобы идти прямо, повернули направо и выбрались на ледник,
окружённый зубчатым забором скалистых гребней. Забравшись на первую
слева и единственную седловину, приблизительно похожую по сложности
и расположению на перевал Ходжа-Гаспи, я понял, что вылез всего лишь
на гребень, отделяющий нас от ещё одной ветви ледника. Погода, пока
я выбирался на седловину, всё портилась и портилась, пошёл снег,
временами видны были только ближайшие скалы, но в один из моментов
вдруг резко разъяснилось и я увидел практически весь восточный цирк
ледника с очень низкой седловиной прямо по ходу. После того, как я
спустился вниз к уже поставленной палатке и перекусил вместе со
всеми, мы прикинули и решили, что у нас ещё есть время для того,
чтобы выйти на перевал или хотя бы встать прямо под ним. Поэтому мы
быстренько собрались, спустились обратно не менее, чем на 100 метров,
и выбрались на восточную ветвь ледника, где снова видимость упала
практически до нескольких метров. Плохо было то, что стереотип,
навязанный схемой, продолжал действовать, из-за чего я пренебрёг
ближайшей, самой низкой, седловиной и повёл группу направо, в дальний
угол цирка, благо, что ледник совсем небольшой и идти было недалеко.
В конце концов, я опять один вылез на гребень, посмотрел на спуск
сложности порядка 2Б и понял, наконец-то, что надо останавливаться
на ночёвку на плоской части ледника, а на следующий день с утра идти
на самый простой перевал, каким бы он ни оказался: Ходжа-Гаспи или
Варзоб. Ужинали мы уже в полутьме, хорошо ощущая на собственных
конечностях физический закон падения температуры воздуха по мере
подъёма. Для пущего тепла вторую палатку решили не устанавливать,
уложив одного поперёк палатки в ногах у девушек.
22 мая
Подъём в 6.40.
7.50 выход
8.05 перевал Ходжа-Гаспи 0.5 0.15
8.15 начало спуска
10.40 берег реки Сандал-Дарья 3.5 2.15
13.00 обед 4 1.20
16.00 выход после обеда
17.30 левый приток 3 1.10
18.25 стоянка 1 0.20
Всего за 5 часов 20 минут пройдено 12 километров.
С утра, ещё в сумерках, мы за 15 минут вылезли на седловину,
где нас встретил пронизывающий ветер. Руки, ноги, мысли тут же
замёрзли, в результате чего я автоматически переписал из найденной в
туре записки очевидно неверное сообщение о том, что мы вышли на
пер.Варзоб. Это был, конечно же, искомый перевал Ходжа-Гаспи, о чём
с неопровержимой достоверностью свидетельствует путь спуска с него,
выводящий непосредственно к реке Сандал-Дарья. Солнце, эффектно
осветившее заснеженный массив пика Дуузак и контрастно выделившее на
нём малейшие неровности, до нас, слава богу, добралось только тогда,
когда мы были уже на травке. Какая судьба ждала бы нас в противном
случае, было совершенно ясно, так как спускались мы, проваливаясь и
скользя, по сплошным замороженным лавинным выносам. Два с половиной
часа мы мучились, сбрасывая больше километра по высоте. Зато как
чудесно было внизу, на зелёной травке, среди тюльпанов, под тёплым
солнышком у источающей смолистый запах арчи. После обеденного
расслабления небо опять нахмурилось, но дождя не было, а на пути
вставали перед нами стены и башни Ширкентского барьера. Настроение
было по-прежнему замечательное, и даже пасущиеся коровы и тот факт,
что кишлак Пашми-Кухна снова стал заселяться, не могли нам его
испортить. Во всяком случае, по этой причине все мосты в округе были
отремонтированы. Остановились мы на той же стоянке, что и весной
1987 года: на высоком правом берегу р.Хазор-Хана, практически
напротив кишлака. Вечером, естественно, был устроен праздничный
ужин, в качестве деликатесе к которому были поданы жареные грибы
(белые по цвету пластинчатые грибы из рода Tricholoma или по-русски
Рябовка).
23 мая
Подъём в 8.20.
9.30 выход на экскурсию на Ширкентский барьер
13.20 возвращение на обед 6(в один конец)
15.05 выход
15.55 р.Чолб 5 0.50
18.05 проход каньона до спуска к реке 3 1.40
19.05 р.Олджер 2 0.40
21.10 стоянка 3 1.05
Всего за 4 часа 15 минут пройдено 13 километров плюс 6
километров в один конец во время радиального выхода.
День выдался как по заказу. С утра мы отправились вверх по реке
Хазор-Хана на экскурсию. Красноватые конгломератные скалы начинаются
прямо от реки, и, так как они представляют собой что-то вроде
слоёного пирога, то идти можно прямо по ним, по полочкам,
образовавшимся в результате эрозии. Вначале, однако, нам пришлось
столкнуться с деструктивными последствиями выветривания: выход на
тропинку, идущую по полочке скалы прямо над водой за два года
полностью разрушился. Пришлось возвращаться назад, где прямо над
лагерем мы и обнаружили удобный заход. Настолько удобный, что даже
коровы могут по нему забираться. Дойдя до второго правого притока
реки, вытекающего из-под перевала Курчатова, вдоволь навосторгавшись
огромными алыми тюльпанами, мы разбрелись кто куда. Одни пошли вверх
полюбоваться водопадом (довольно слабым в этом году), другие пошли
чуть дальше, чтобы поискать новые чудеса в этом лабиринте камней.
После того, как все вернулись и пообедали, мы пошли вниз по
р.Ширкент по направлению к пер.Пашми-Кухна. Пришлось торопиться
чтобы успеть к самолёту, ибо мы уже на два дня отставали от графика.
По этой причине был выбран запасной, проверенный вариант. Перейдя по
мосту прямо перед нашей стоянкой р.Хазор-Хана, мы прошли мимо
свежевспаханного поля к кишлаку Пашми-Кухна, где тут же были облаяны
собаками. Как только мы вышли, снова, как по заказу, изменилась
погода: светило солнце, но было уже не очень жарко, так как поднялся
довольно сильный ветер. Шли мы очень быстро и уже к концу первого
перехода подошли к устью первого крупного левого притока. Здесь
тропа раздваивается, уводя одним концом в верховья р.Чолб, а другим
- на мост и дальше вниз, в долину. Примерно через полкилометра ещё
одна развилка: хорошо натоптанная скотом тропа уходит наверх и,
пройдя по буеракам, спускается к р.Олджер в среднем его течении
(Фото 34). Мы же пошли по другой, уже разведанной нами тропе,
уходящей в глубь каньона. Немного пройдя вдоль реки, мы вышли к
знакомому нам по 1987 году оврагу с текущим по нему слабым ручейком.
Тогда в этом месте мы потеряли тропу, но на сей раз были более
внимательны, обнаружили прямо по ходу наезженную всеми частями тела
промоину с плохо лежащими камушками и полезли по ней вверх. Здесь,
если не смотреть по сторонам, тропу тоже можно потерять. Дело в том,
что она выходит направо на скалы, огибает их и подводит к стальному
тросу, закреплённому наискосок в качестве страховки. После
прохождения этого не очень приятного места особых проблем уже больше
не возникало вплоть до спуска к роще у самой воды. Даже обычно
жгучие по весне морково(или укропо)подобные листья прангоса нас не
беспокоили. Отдохнув немного, мы пошли дальше, к другому интересному
месту на этой тропе. Здесь необходимо идти, точнее, ползти прямо по
скалам вблизи бешеной воды. В этот раз, в отличие от 1987 года,
местными жителями в самом опасном месте было проложено что-то вроде
узенького овринга (Фото 35). Когда мы дошли до устья р.Олджер, мы не
узнали её: всё русло было обезображено селевыми потоками. Та
тополёвая роща, где мы с таким удовольствием обедали два года назад,
была полностью снесена. В результате нам пришлось помучиться в двух
местах, продираясь сквозь заросли на крутых склонах при обходе
новообразованных прижимов. Это нас весьма сильно притомило, да и
ужинать пришлось уже в темноте. Но, несмотря ни на что, ночь была
просто сказочная: призрачные скалы освещала луна, а на дальнем
гребне горел яркий костёр пастухов.
24 мая
Подъём в 6.45.
7.55 выход
11.00 перевал Пашми-Кухна(1А весной,2500) 2 2.20
11.40 вершина 2640 0.5 0.30
13.35 обед у ручейка 4 1.10
14.15 выход после обеда
14.50 начали спуск 1 0.20
15.55 спустились к р.Ширкент 3 1.05
19.00 база отдыха алюминиевого завода 5 1.00
19.50 кишлак Ширкент 4.5 0.30
20.00 сели на машину
22.00 приехали в Душанбе
Всего за 6 часов 55 минут пройдено 20 километров.
Ночевали мы у самого устья первого на пути вверх левого притока
р.Олджер, примерно километрах в трёх от р.Ширкент. Именно сюда
спускается скотопрогонная тропа, с которой мы расстались в
предыдущий день. Она продолжается до самого перевала и ведёт дальше
в долину. Оставалось только найти её начало. На эти поиски мы
затратили примерно полчаса и, наконец-то, выбрались на гребень
правого берега этого левого притока, где и обнаружили вытоптанную
тысячами овечьих ног дорогу. Чем выше мы забирались, тем шире
открывалась панорама отрога Мачитли и Ширкентского барьера у его
подножия (Фото 36). Снова стояла отличная погода, и снова с солнцем
мы встретились только у самого гребня перевала, полностью
перекрытого снежными полями. Здесь пришлось весьма аккуратно вбивать
ботинки в затвердевший снег, чтобы не уехать вниз. Дальнейший путь не
вполне очевиден. После выхода на седловину надо идти дальше вдоль
гребня направо по направлению к вершине 2640. (Некатегорийным этот
путь я никак не могу назвать). Начиная с вершины серпантином вниз
уже идёт мощная овечья тропа. После довольно долгого спуска она
выходит на травянистый мыс. Здесь надо снова быть внимательным и
повернуть налево вдоль гребня по направлению к травянистой
седловине, с которой и начинается путь далеко вниз в долину
р.Ширкент. Немного спустившись, тропа идёт горизонтально под сенью
леса, проходит через ещё один травянистый мыс с пастухами и скотом, а
затем уже после зелёной полянки поворачивает вправо и уходит вниз.
Тропа скотопрогонная и хорошо видна только в тех местах, где у овец
нет возможности выбирать путь. По этой причине следует быть
внимательным, особенно при приближении к долине, где тропа уходит
постепенно в правый по ходу кулуар, выводит к ручейку, летом
пересыхающему, и, наконец-то, к реке. На всём этом долгом и
утомительном спуске воды нет, поэтому мы перекусили заранее ещё в
лесу, там, где тропа пересекает слабенький ручеёк. Как только мы
спустились, сразу стало невыносимо жарко, но надо было спешить, и мы
пошли вниз по хорошей и хорошо знакомой тропе. Перед заброшенным
кишлаком по традиции двухлетней давности попили холодного молока и
вскоре уже были у ворот базы отдыха алюминиевого завода. Здесь нас
разочаровали, сообщив, что, в связи с ремонтом дороги, автобусы не
ходят и надеяться можно только на машину, увозящую рабочих в 19
часов по местному времени в город Турсун-Заде (Регар). Времени
оставалось мало, поэтому мы просто рванули в очень быстром, несмотря
на жару в 33 градуса, темпе вниз по дороге. И успели как раз
вовремя. Дальше всё было тоже замечательно. Машина довезла нас до
автобазы, мы пересели в рабочий автобус и поехали к автовокзалу. Но
не доехали, так как водитель успел заметить идущий нам навстречу
рейсовый автобус и остановил его. Мы быстенько пересели и,
возбуждённые таким резким переходом из дикости в цивилизацию,
покатили в Душанбе. Здесь в аэропорту мы встретились с нашими
товарищами, так и не сумевшими улететь домой раньше нас. Маша весело
размахивала своей загипсованной рукой, рассказывая подробности своих
приключений и угощая нас черешней, а Валя и Ира добавляли свои
нюансы в нарисованную картину.
25 мая
Переночевали мы в аэропорту на дастарханах ещё бездействующей
чайханы. С утра все поехали мотаться по городу, поехали раздельно, а
в результате встретились в чайхане на Зелёном базаре. Торопиться
было некуда, было не очень жарко, так что всё располагало к
расслаблению, что мы не преминули сделать, завалившись в нашем
затрапезном виде в ресторан гостиницы "Таджикистан" и отметив заодно
с окончанием похода день рождения Тани. Весь город в этот день, а
особенно центральный парк, был заполнен выпускниками школ, вышедшими
после последнего звонка погулять, и их радостное настроение в
какой-то степени передалось и нам. К утру, ещё не растеряв его, мы
уже были дома.
ОПИСАНИЕ ПЕРЕВАЛОВ
Перевал Пянджоб(1Б,3948).(Фото 4,6-11,13).
Ведёт через основной гребень Гиссарского хребта из долины р.Чапдара
(юго-восточный исток озера Хазор-Чашма) в долину р.Хават, которая
после слияния с рекой Тамшуш образует р.Тупаланг (бассейн
р.Аму-Дарья). Вдоль р.Чапдара идёт натоптанная тропа. Летом,
по-видимому, её хорошо видно вдоль всего пути через перевал. Весной
же следует ориентироваться на видную далеко из долины вершину,
разделяющую верховья Чапдары на две части.(Фото 4). К перевалу надо
идти справа по ходу от неё, не отклоняясь сильно от русла речки.
После подъёма на первые морены под разделяющей вершиной начинается
ровный участок, после которого за моренными холмами собственно
ледника становится виден аккуратный цирк, замкнутый невысоко
возвышающимся гребнем жёлтых скал. Перевальных седловин в этом цирке
несколько, в том числе есть и такая, что выводит в верховья
р.Айбексай, левого притока р.Тамшуш ( туда же можно попасть, если
пойти вдоль юго-западного истока оз.Хазор-Хана). Седловина
пер.Пянджоб (Фото 7) крайняя влево, практически сразу за массивом
разделяющей вершины. Подъём некрутой, седловина широкая и ровная.
Ориентирован перевал так, что склон, по которому поднимаемся
направлен на запад-северо-запад, т.е. освещается только в конце дня
и в принципе не бывает лавиноопасным. Спуск тоже довольно пологий.
Сначала надо идти около километра вправо, затем поворот налево и
безо всяких вариантов вниз вдоль течения речки вплоть до слияния
всех истоков и образования р.Хават, после чего долина круто
поворачивает вправо. На спуске после левого поворота возможна при
большом количестве снега небольшая лавинная опасность. Перевал
несложный, прохождение его может потребовать от 4 часов летом до 8
часов по раскисшему снегу ( от морены под разделяющей вершиной до
слияния истоков р.Хават).
Перевал Дитавак(1А весной, некатегорийный летом, 3850).(Фото
15-23)
Ведёт через южный отрог Гиссарского хребта из долины р.Хават в
долину р.Кштут (обе реки принадлежат бассейну р.Тупаланг). Летом
служит для перегона скота. Весь путь к нему хорошо виден от
р.Хават(Фото ) и начинается примерно от последних в этой долине
арчовых деревьев. Сначала необходимо идти прямо вдоль русла ручья, а
у развилки повернуть налево. Здесь путь становится круче. Поднявшись
до конца кулуара, надо повернуть направо и идти по направлению к
наиболее низкому понижению в гребне. Собственно седловина становится
видна только при подходе к перевалу (Фото ). Последний взлёт
(около 100 метров) крутой (до 30 градусов). Расположение гребня
примерно такое же, как у пер.Пянджоб, т.е. общее направление подъёма
с северо-запада на юго-восток. Спуск с широкой седловины ведёт прямо
вперёд по некрутому и широкому гребню, с которого потом необходимо
спуститься в кулуар либо налево, либо направо в зависимости от
лавинной опасности. Левый по ходу, по-видимому, менее опасен. После
спуска в кулуар необходимо выйти на его левый борт, спуститься до
конца и повернуть налево к озеру Айгыркуль, которое отлично видно с
перевальной седловины. Перевал простой, однако подъём на него
местами даже более крут, чем на пер.Пянджоб. Время прохождения от
р.Хават до озера Айгыркуль от 4 часов летом до 6 часов по весеннему
снегу. Заметим, что перевал прекрасно виден со склонов отрога
Мачитли, в том числе и из долины р.Ходжа-Гаспи.(Фото ).
Перевал Ходжа-Гаспи.(Фото 20,24-32,36).
Ведёт через отрог Мачитли из долины р.Ходжа-Гаспи (бассейн
р.Тупаланг) в долину р.Сандал-Дарья (западный исток р.Ширкент).
Седловина его хорошо видна из низовьев долины р.Ходжа-Гаспи, с того
места, где её общее направление (если смотреть вверх по течению)
меняется с юго-восточного на южное. Здесь тропа выбирается наверх и
деревья ничего не заслоняют. Седловину перевала можно разглядеть и с
пер.Дитавак. Перевал виден и с другой стороны: с массива пика Дуузак
и с пер.Пашми-Кухна. Ориентировка при подходе с запада очень проста.
Нужно идти до самого конца долины вдоль реки. Под самыми склонами
вершины, находящейся уже в собственно хребте Мачитли (Фото 25 )
налево открывается весьма характерный пер.Каменные Ворота, а направо
поднимается кулуар (летом, по-видимому, с текущей в нём речкой)
(Фото 27). После первой ступени подъёма он поворачивает налево, и
дальше нужно идти, никуда не сворачивая, придерживаясь курса,
параллельного скальному гребню, что остаётся по левую руку. Этот
гребень начинает постепенно поворачивать вправо и вскоре резко
понижается к явно выраженной седловине. Это и есть пер.Ходжа-Гаспи.
Спуск ведёт по очень длинному и узкому кулуару, довольно крутому в
верхней части (т.е. если снег хорошо промёрзнет, то без кошек там не
пройти). Весной этот кулуар служит лавиносборником, поэтому в тёплую
погоду и во второй половине дня по нему ходить опасно. Спуск
приводит прямо на берег р.Сандал-Дарья. Перевал несложный, но
утомительный как на подъём, так и на спуск с южной стороны. В этом
месте возможны также и затруднения с ориентировкой. Здесь можно
посоветовать, не доходя до моренных валов, замыкающих долину,
повернуть в предпоследний кулуар направо, или хорошо рассмотреть
Фото 32. Всего на прохождение перевала от стоянки у последних
арчовых деревьев в долине р.Ходжа-Гаспи до р.Сандал-Дарья требуется
около 6 часов ходьбы.
Описание перевала Пашми-Кухна с прохождением через вершину (что
соответствует в весенних условиях сложности 1А) можно найти в
дневнике нашего путешествия за 23-24 мая.
ИТОГИ ПУТЕШЕСТВИЯ
За 12 ходовых дней пройдено 148 километров и 4 перевала (2 - 1Б
и 2 - 1А). Большое количество снега, а также непредвиденные
обстоятельства привели к необходимости воспользоваться запасным
вариантом выхода через перевал Пашми-Кухна, что, однако, не снизило
сложности всего маршрута. Что же касается В.Комиссарова, И.Машниной
и М.Стерховой, то они прошли маршрут 1-ой(усложнённой) категории
сложности, если учесть тот путь, что они проделали, спускаясь вниз
вдоль р.Тупаланг.(Кстати, Маша уже в этом году успела сходить в ещё
один поход).
Реальные условия не позволили выполнить то, что было намечено
на 6-ой и 7-ой ходовые дни. Заметим, однако, что если бы у нас была
более подробная информация о пер.Ходжа-Гаспи, то подход к перевалу,
его преодоление и спуск к Ширкентскому барьеру мы запланировали бы
выполнить за три дня.
В целом же, несмотря на происшествия, поход удался, погода,
можно сказать, баловала, а с транспортом дела обстояли просто
замечательно.