Пер. Нижнешавлинский Техническое описание перевалов и участков маршрута Выводы и рекомендации

Долина реки Маашей

Река Маашей (Мажой) - это один из самых крупных левых притоков Чуи. Устье её находится примерно в 4 километрах ниже по течению от полуразрушенной плотины Чуйской ГЭС. Надо проехать по Чуйскому тракту примерно 10 километров дальше Акташа, чтобы увидеть остатки этого гидротехнического сооружения.
Попасть к устью Маашея можно двумя путями: дойти пешком по тропе от ГЭС или (при удаче) подъехать на машине по дороге, которая начинается у Чибита и идет по террасе правого берега Чуи высоко над каньоном так называемого Мажойского каскада. Тропа спускается к дороге недалеко от деревянного моста, перекинутого через Чую немного ниже устья Маашея. За мостом, слева от дороги - довольно большая поляна, на которой стоит деревянный домик, база фирмы "Пилигрим" из Горно-Алтайска, где летом можно купить кое-какие продукты и помыться в бане. Дорога же серпантинами выбирается на крутой берег и выводит в долину Маашея. Река при этом остаётся слева внизу в каньоне.
Колея идёт по ровной степи, с которой открывается отличный вид как назад, на долину Чуи, так и вперёд, на вершины водораздела между Маашеем и его левым притоком Каракабаком. Километра через полтора дорога спускается в небольшой лог, по дну которого течёт речка Карасу (буквально "чёрная вода", так в тюркоязычных республиках обычно называют пересыхающие летом ручьи. В сухое время года в русле этой речки, там где она течёт по плато, воды действительно нет: она уходит под камни и вырывается на поверхность только в долине Маашея). На пригорке над логом можно, при необходимости, поставить палатку.
Дальше дорога снова идёт по степи, проходит мимо зимовий, а затем разветвляется: одна колея уходит дальше по долине, поворачивает вправо, выбирается на плато и идёт в сторону перевала Орой (Ештыккол). Другая же спускается влево, к мосту через реку, затем круто поднимается на плато правого берега, проходит мимо озера Караколь и ведёт к реке Актру. У развилки течёт небольшой ручей и в последние годы регулярно стоят палатки альплагеря.
Чтобы двигаться дальше по долине, надо пройти немного по дороге, а там, где она начинает подниматься направо и где до недавнего времени стояло зимовье, свернуть влево в лес и по набитой тропе выйти к берегу Маашея. Здесь есть неплохие места для стоянки. От Карасу досюда около 3 километров, то есть около часа ходьбы.
Дальше тропа выходит из леса, идёт траверсом травянистого склона и спускается с него только перед Каракабаком. Приток мощный, по размерам мало уступает Маашею, перебраться через него можно несколькими путями. Один из вариантов - пройти метров 100 вверх по течению, где поперёк потока уже много лет лежит огромное бревно, к которому туристы даже прибили поручни. Идти по нему нормально, но выбираться - неудобно, а когда воды много, речка разливается, и после спуска с бревна приходится преодолевать ещё несколько проток. Лучше и удобнее пройти немного левее (ниже по течению), где через основной поток лежит недавно упавшая толстая лиственница, а через другие протоки туристы тоже положили брёвна. Этот путь выводит прямо к так называемой "Солнечной" стоянке. Отсюда в хорошую погоду открывается вид на северную стену пика Маашей. Идти до этого места около получаса.
Дальше тропа, идёт, в основном, по лесу, выходя иногда на заболоченные лужайки, километра через три с половиной подходит к завалу и выбирается на него по диагонали справа налево. За плотиной завала расположилось довольно большое озеро Маашей (длина его более километра). Образовалось оно, по историческим меркам, недавно, свидетельством чего служат стоящие в воде мёртвые деревья, которые придают пейзажу мрачноватый вид. У самого начала озера, на полянке рядом с тропой можно встать на стоянку, но за чистой водой придётся ходить к водопаду на другой берег залива.
Западная часть завала представляет собой хаотическое нагромождение камней, и тропа обходит его слева, ближе к правому берегу, чтобы потом вывести на обрыв в центре плотины. Идти от "Солнечной" стоянки до края завала часа полтора - два.
Отсюда следует крутой спуск к воде, а затем переход вдоль её кромки к левому берегу. При этом, чтобы сократить путь, приходится последние метров пятьдесят идти по плещущимся в воде брёвнам. Дальше тропа продолжает идти вдоль берега, местами петляя среди тальника, а иногда заставляя карабкаться по валунам курумников.
Выше озера тропа ещё примерно километр идёт по кромке между осыпным склоном и поймой Маашея, затем подходит к опушке леса и практически сразу упирается в селевой вынос речки, текущей из под перевалов Счастливый (3А), Больших спортсменов (3А) и Мордовия (3А). Русло её загромождено поваленными деревьями, по одному из которых можно перебраться на другой берег. Идти от завала досюда не более часа.
Дальше тропа идёт по лесу и километра через два выводит ручью, текущему из-под перевала Анны (2Б), за которым находится "Кедровая" стоянка. Это последнее на пути вверх место для ночёвки в лесу. Выше, вплоть до ледника удобных стоянок нет, хотя, конечно, в случае необходимости, и место для палатки и чистую воду найти можно.
Тропа после "Кедровой" стоянки переходит по камням через ручей, вытекающий из-под морены, и идёт, в основном, вдоль подножия склона, иногда выбираясь на него там, где река прижимается к берегу.