Техническое описание перевалов и участков маршрута Техническое описание перевалов и участков маршрута Пер. Купол

Долина реки Актру

Река Актру (или Актуру, что, как говорят знатоки алтайского языка, более правильно) - это левый приток Чуи, впадающий в неё напротив села Курай. Истоки её находятся в системе одноимённых ледников Северо-Чуйского хребта. В долине Актру находится учебная база Томского университета (геолого-географический стационар), альплагерь "Актру", организованный альпинистами из Томска, и поисково-спасательная служба. В советские времена здесь работала гидрометеостанция (действует ли она сейчас, я не знаю, хотя какие-то наблюдения продолжают проводиться).
Чтобы попасть в долину, надо свернуть с Чуйского тракта в Курае и проехать около 10 километров вверх вдоль Чуи до моста. Его недавно отстроили заново, и теперь рядом с ним местные жители поставили будку и собирают деньги за переезд и переход на другой берег. Интересно, что с машины в 2000 году брали по 16 рублей, а с пешехода - по 20. (Нас подвозили местные жители, и, в результате, нас посчитали пешеходами). После моста дорога уходит по степи направо, пересекает вброд речку Тюте, а потом снова разбегается по нескольким накатанным колеям. Надо выбрать ту, которая огибает слева гряду холмов, проходит вдоль бетонных арыков, после небольшого подъёма входит в лес и выводит к берегу реки Актру. Это место обычно называют "перевалка", здесь часто останавливаются туристы как на пути вверх, так и при возвращении.
Отсюда дорога вброд переходит на левый берег (пешеходы могут легко перебраться через реку по деревянному настилу типа гати), набирает высоту и выводит к разливам. Машины дальше вверх едут прямо по пойме, и в высокую воду далеко не на каждой можно это сделать, а пеший народ идёт по тропе. База ТГУ и альплагерь находятся в лесу у левого борта долины, немного выше конца разливов. Рядом с домиками течёт чистый ручей, но места для палаток немного. Дорога здесь заканчивается, а тропа разветвляется: один путь уводит через мостик на правый берег, а другой ведёт дальше вверх, проходит мимо памятника и вскоре выводит к ещё одному мосту.
Нижний мостик выводит к деревянным коттеджам, расположившимся около небольшого озерца "Сачки". Отсюда начинается тропа, идущая на перевал Купол. На эту тропу можно выйти и через верхний мост. Он выводит к галечным площадкам, от которых, чтобы идти к Куполу, надо подниматься прямо на правый борт долины. С этих стоянок открывается хороший вид на ледники, рядом бежит чистый ручей, срывающийся водопадом со скальных склонов Купола, но дров рядом нет.
Путь после моста дальше вверх по правому берегу приводит к леднику Малый Актру, в верховьях которого находятся перевалы Кзылташ (2А) и Караташ (2Б). Чтобы попасть на разветвлённый ледник Правый Большой Актру, где находятся перевалы Джело (2Б), Физкультурник (2Б) и ТЛИ (2Б-3А), надо по расположенному несколько выше ещё одному мостику перейти на левый берег речки Малая Актру, подняться на моренный вал и идти вдоль правого берега речки Большая Актру. Затем повернуть влево на моренные холмы, покрывающие ледник, и идти по направлению к правому краю правого по ходу ледового языка.
Чтобы выйти на ледник Левый Большой Актру, надо, не переходя никаких мостов, продолжать двигаться вверх по долине, постепенно поворачивая вместе с ней вправо. Тропа выходит к скальному барьеру, через ворота в котором когда-то вываливался язык ледника, а сейчас падает каскадами речка. Перед скалами - большая поляна, на которой можно, при необходимости, переночевать. Обычно, однако, никто здесь не задерживается. Тропа поворачивает вправо и взбирается серпантином по крутому осыпному кулуару, выводя на морены ледника. Дальнейший подъём, уже более пологий, приводит к притаившемуся за моренным валом Голубому озеру, рядом с которым стоит домик гляциологов и есть места для палаток. От озера ведут пути на перевалы Значкистов (1Б) и Контейнер (1Б), а также маршруты восхождений на вершины Стажёр и Кзылташ. Отсюда же начинаются и маршруты на пик Актру.  В верховьях ледника находятся перевалы Маашей (2Б) и Актру (2Б).