Перевал Джигит (3А*,4750) и пик Джигит (4А альп.,5062)

Преимущественно ледовый перевал, ведущий в направлении с севера на юг через основной хребет Терскей-Алатау с ледника Онтор Восточный на ледник Караколтор Западный. Находится в западном плече пика Джигит.
Характер склонов: а) с севера: покрытый льдом контрфорс с выходами скал, ровный и крутой ледовый склон; б) с юга: пологий висячий ледник, крутой рандклюфт, выводящий на закрытый пологий ледник.
Необходимое снаряжение: основная верёвка, вспомогательная верёвка, ледобуры, ледосброс, набор скальных крючьев, петли. Личное снаряжение: кошки, страховочная система, жумар, ледоруб, каска, спусковое устройство.
Время прохождения: два дня, порядка 12 часов работы (без учёта времени на радиальный выход на вершину). В том числе: около 3 часов для выхода на контрфорс, 5-6 часов на подъём на перевал, минут 15 на переход по леднику до начала рандклюфта, 3 часа на спуск до ровной поверхности ледника.

1) Подъём на перевал

Перед началом подъёма на перевал можно ночевать на травянистых полянах террас правого борта ледника Онтор Западный (Ф.3-16). Оттуда надо пройти по ложбине моренного кармана вверх, выбраться направо на морены, а с них - на ровный открытый ледник. По леднику надо идти вверх, но не по направлению перевала Онтор, а несколько правее. Как только появится возможность, надо, не доходя до конца ледника, поворачивать направо и двигаться практически в обратном направлении, чтобы обойти трещины и выйти к правому концу покрытого снегом и льдом контрфорса.
Гребень, ведущий к перевалу Джигит, вид с северо-востока
Если ледник закрыт снегом, то идти здесь нужно в связках. Чтобы выйти на верх контрфорса, остаётся перейти по снежному мосту через неширокий бергшрунд и подняться по снежному ребру. (У альпинистов почему-то принято выходить на контрфорс прямо с ледника справа по ходу, по разрушенным скалам. Этот путь хоть и круче, но не сложнее, а просто опаснее.)
Верх контрфорса покрыт снегом и льдом. Он пологими волнами поднимается по направлению к перевальному склону и постепенно сужается. Наиболее комфортное место для стоянки находится, пожалуй, на верху второй волны (Ф.3-18. Стрелками обозначены место нашей ночёвки на гребне, начало участка с жандармами и путь обхода). Двигаться дальше имеет смысл только если до темноты остаётся не менее 8 часов.
Через сотню метров гребень становится совсем узким, а путь преграждает жандарм метра четыре высотой (Ф.3-24). Можно попытаться обойти его слева, где, несмотря на крутизну градусов 60, держится снег. Многие, однако, предпочитают идти прямо через скальный выступ, свидетельством чего является вбитая в его верх "морковка" (ледовый крюк старого образца). Спуск с жандарма выводит на совсем узенькую скальную полоску шириной не более полуметра с обрывами в обе стороны, после которой надо подниматься метров 10 по скальному ребру (перила). Дальше это ребро идёт практически горизонтально, но метров через 30 упирается в ещё одну скалу. Можно идти прямо и подниматься на неё (так ходят альпинисты), но с тяжёлыми рюкзаками проще и, наверное, быстрее спуститься немного вправо (ещё одна верёвка), обогнуть скальный выступ по осыпному склону и выйти к ледовому кулуару (см. Ф.3-27 - Вид сверху на путь подъёма на перевал Джигит, где стрелками показаны места ночёвок и путь обхода скальных жандармов). Сюда же можно попасть и другим путём: перед первым жандармом повесить верёвку и спуститься метров на 50 вправо по крутому скальному склону, после чего идти траверсом по диагонали вверх. При этом на подъёме потребуется повесить ещё пару верёвок. Кулуар позволяет обойти скальные участки гребня и выйти на снежно-ледовую подушку в основании перевального взлёта. Нам удалось пройти его сходу, не навешивая перил, но, судя по всему, в большинстве случаев страховка здесь необходима. Кроме того следует иметь в виду, что снег, выпавший на вышележащие склоны, устремляется именно в этот кулуар.
Пик и перевал Джигит. Вид из-под перевала Джеты-Огуз
Пик и перевал Джигит. Вид из-под перевала Джеты-Огуз. Стрелками обозначены (слева направо): место нашей ночёвки на гребне, начало участка с жандармами, точка выхода из ледового кулуара, перевал

Путь подъёма на перевал Джигит. Вид со снежной поляны на конце контрфорса
Ледовый склон, ведущий на перевал, ровный, крутой (градусов до 50). Лавинной опасности на нём практически не бывает, так как снегу в больших количествах просто негде накапливаться. Наоборот, лежащий на склоне снег может позволить пройти нижнюю часть пути по ступеням. В верхней части, по-видимому, снег сдувается ветрами, и по этой причине там всегда голый лёд. Нам пришлось вешать перила на всём протяжении подъёма (всего 11 отрезков по 40 метров). Перевал - широкое снежное поле, полого спускающееся на юг. Тур с запиской находится на скалах, левее и немного выше седловины. На перевале всегда дует ветер, так что для ночёвки лучше пройти немного вперёд, а палатку загородить снежной стенкой.

2) Радиальный выход на вершину Джигит (4А альп., 2А* рад.)

На вершину с перевала ведёт прямой путь по ледовому склону крутизной до 40 градусов (Ф.3-26). Стартовать лучше всего непосредственно от седловины и двигаться прямо вверх. Подъём по ледовым волнам занимает минут 50. При этом следует иметь в виду, что на восток с гребня свисают карнизы. Металлическая гильза с запиской находится в камнях чуть ниже и левее высшей точки. Спуск обратно отнимает не более получаса (Ф.2-17r).

3) Спуск с перевала на юг

Идти нужно прямо вниз по леднику, который стекает с перевала на юго-восток и вскоре заканчивается, упёршись в скалы южного гребня Джигита (Ф.2-12r). Здесь нужно свернуть направо в рандклюфт и спуститься по нему на ледник Караколтор Западный. В рандклюфте - крутой лёд, справа - ледовые сбросы, а слева - скальный склон. Крепить верёвки можно как на льду, так и на скалах. Примерно на середине спуска на скалах есть практически горизонтальная площадка, достаточно большая, чтобы на ней под защитой нависающей скалы поставить палатку и переночевать. С этой площадки остаётся повесить одну верёвку, чтобы выйти на лавинный конус выноса. Обычно на нём лежит снег, так что можно спокойно идти вниз, связаться, перейти через бергшрунд в основании склона и выйти на основной ледник, где под снегом, несмотря на ровную поверхность, скрывается достаточно много поперечных трещин.
Путь спуска с перевала Джигит на юг, на ледник Караколтор Западный. Стрелкой отмечена вершина Джигита
Всего на спуске по рандклюфту понадобится повесить до 6 верёвок. (И даже больше, если на конусе выноса открытый лёд и его тоже придётся провешивать, а это почти половина спуска). Крутизна склона в верхней части - до 50 градусов.
Несмотря на сложившееся мнение, путь спуска по рандклюфту достаточно безопасен. Камней летит мало, сераки справа по ходу не нависают, и только после обильных снегопадов лезть в эту снегосборную канаву действительно не стоит.
Спускаться можно и по другому пути. От начала рандклюфта выйти налево на скалы и пройти траверсом (3 верёвки) до небольшого ледничка. Дальше двигаться прямо вниз (либо по льду, либо по скалам вдоль его края), а затем повернуть направо и по выносному конусу спуститься на основной ледник.
Ночевать после перевала можно прямо на ровной поверхности ледника Караколтор Западный, но если дальнейший путь лежит вниз, то за два-три часа можно пройти весь ледник и спуститься к галечным площадкам у реки. Трещин на леднике после его поворота на северо-восток практически нет. Снег в конце лета также отсутствует.