Обратно / Back Главная Походы Районы Фотографии Карты и схемы Поиск Гостевая книга Обновления
	Новосибирский областной совет по туризму и экскурсиям

		Вычислительный центр СО AH СССР

				Отчёт
	о горном туристском путешествии второй категории сложности
			группы туристов
	Вычислительного центра СО AH СССР по Гиссарскому хребту
		( маршрутная книжка 3-26-87 )
			6 - 16 мая 1987 года


				Руководитель группы Н.A.Симонов
				сл. тел. 32-42-54
			



Маршрутно-квалификационная комиссия Советского района
г. Новосибирска рассмотрела отчёт и считает,
что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю.
Маршрут имеет .......... категорию сложности

			Н о в о с и б и р с к
				1 9 8 7


Состав группы

1.  Симонов Николай Александрович 	1956	ВЦ 	
2.  Бовкун Юрий Владимирович		1961	ВЦ 	
3.  Хрубилов Михаил Борисович		1962	НГУ 	
4.  Сайк Татьяна Владимировна		1959	ВЦ 	
5.  Чуев Евгений Николаевич		1967 	ВЦ 	
6.  Павлов Юрий Петрович		1959 	ВНИИМБ 	
7.  Войтишек Антон Вацлавович		1959	ВЦ
8.  Хабас Виктор Борисович		1954	ВЦ
9.  Антипов Михаил Валентинович         1941    ВЦ
10. Шкурко Игорь Олегович               1961    ВЦ
11. Башев Андрей Николаевич		1956	ВЦ
12. Шалимова Ирина Александровна	1962	ВЦ


План путешествия (заявленный)
							расстояние (км)
	Новосибирск - Душанбе (самолетом)
	Душанбе - Каратаг (автобусом)
1. Вверх по реке Каратаг				10
2. Подход под пер. Ангишт				22
3. Пер. Ангишт						10	
4. Спуск к оз. Искандеркуль				12
5. Подход под пер. Удобный				18
6. Пер. Удобный						10
7. Пер. Петроградский					12
8. Спуск вдоль р. Хазар-Хана, полуднёвка	 	 6
9. Вниз вдоль р. Шеркент, пер. Пашми-Кухна		20
10.Переход до кишлака Шеркент				10
	автобусом до Душанбе
	самолётом до Новосибирска

Всего пешком за 10 дней 130 километров.


	
		
	График движения по маршруту
	
Дни 	Время		Пункт на маршруте	Расстояние(км)	Ходовое 
пути	(Новосибирское)						время

0			г.Душанбе		 (самолётом)
1	14.00		кишлак Шахринау		
	15.00		кишлак Каратаг		 8(на машине)	
	17.30		р.Каратаг ниже впадения
			р.Сабурдон		 8		1.40
	21.00		р.Сарбин		14(на машине)
2	 9.20		
	11.00		р.Тимур-Дара				1.20
	12.20		р.Пайрон				1.00
	14.30		оз.Пайрон		14		1.20
	20.00		слияние р.Пайрон
			и р.Ангишт		10		2.30
3	 6.45					
	14.00		пер.Ангишт(1Б,4057)	 6.5		4.30
	18.00		р.Ангишт Северный	 7		2.30
4	 8.45		
	12.00		пойменный лес р.Хазор-Меч
	13.00		берег оз.Искандеркуль	11		3.00
5	 9.45		
	13.30		р.Дикон-Дара		11.5		2.20
	19.00					 8.5		2.00
6	 5.25		
	10.00		пер.Удобный(1Б,4000)	 9		3.00
	13.30		р.Диахан-Дара		 1.5		3.00
7	 5.10		
	 8.30		пер.Петроградский(1Б,4000) 8.5		2.40
	 9.00
	10.00		долина					1.00
	11.00		р.Хазор-Хана		 8		1.00
	20.00		слияние р.Хазор-Хана
			и р.Сандалдарья		 5		2.00
8		днёвка
9	 8.40
	14.30		р.Олджар		10		3.00
	22.00		склон под пер.Пашми-Кухна 5.5		4.00
10	 9.00		
			пер.Пашми-Кухна(нк)
			вершина 2640
	15.00		р.Ширкент		12.5		3.00
	17.00		база отдыха		 2.5		1.00
			г.Турсун-заде		 (на автобусе)
			г.Душанбе		 (на автобусе)
11			г.Новосибирск		 (на самолёте)			

	Всего пешком за 10 дней пройдено 140 километров.


    
            Краткое описание района

    Гиссарский  хребет,  входящий  в горную систему Гиссаро-Алая,
протянулся  с  востока  на  запад  более чем на 200 километров. С
севера  от Зеравшанского хребта и Фанских гор его отделяют ущелья
текущих   параллельно  ему  притоков  реки  Зеравшан.  К  югу  же
Гиссарский  хребет  спускается более полого, его отроги прорезаны
многочисленными реками бассейна Аму-Дарьи, орошающими плодородные
долины  с  субтропическим  климатом.  Для  него  характерен очень
резкий  контраст  между  безжизненными,  покрытыми  лишь  арчовым
редколесьем   северными   склонами   и   южными,   с   их  бурной
растительностью,  широколиственными и плодовыми лесами. Этот факт
объясняется  тем,  что осадков с северной стороны выпадает до 200
мм,  а  с  южной  -  более  1000  мм  в  год,  причем их максимум
приходится, как и всюду в горах Средней Азии, на весенние месяцы.
Гребень  хребта  поднимается на 4.5 тысяч метров, а перевалы - до
4-х  тысяч, при этом по высоте отроги Мачитли и массив с вершиной
Липского не уступают основному хребту. Ледники Гиссара невелики и
в  большой  степени покрыты моренными отложениями, в связи с этим
сложных  перевалов  здесь  практически нет и маршрут выше третьей
категории,  не выходящий за пределы Гиссарского хребта, проложить
невозможно.  Выход здесь, по-видимому, в совмещении путешествия с
прохождением  перевалов  в  Фанских горах. Невысокая спортивность
района,  однако,  полностью  компенсируется  его  живописностью -
завальные  озера,  водопады,  сохранившиеся  в  безлюдных долинах
широколиственные леса с обильной живностью: козы, змеи, множество
птиц  и  даже  снежные барсы. Но основная достопримечательность -
это  Ширкентский  барьер:  настоящее  чудо  природы, мощная гряда
конгломератных скал у подножия Мачитлинского отрога.

    Описание перевалов.

    Перевал Ангишт (1Б, 4057 м).

    Ведёт  через основной Гиссарский хребет из долины реки Пайрон
(восточный исток реки Каратаг) к озеру Искандеркуль. Пройдя около
10  км  после  озера  Пайрон, необходимо круто повернуть налево в
первое  по  ходу  крупное  ущелье  (см.  фото).  После подъёма по
кулуару  и  прохождения  через  скальные  ворота  (см. фото) надо
повернуть  направо  и  выбраться на моренные холмы ледника Ангишт
Южный.  Отсюда  уже  хорошо виден перевальный гребень (фото) и до
седловины  остается  около  часа пути. Весь подъём от реки Пайрон
занимает  около  4  часов  ходового  времени  (3 часа при хорошем
физическом  состоянии  группы).  На  север  от  перевала  отходит
небольшой  скальный  гребень.  Спускаться  нужно  слева  от него,
постепенно  забирая  направо  и  выходя на моренные холмы ледника
Ангишт  Северный.  Справа  от  этого  гребня  -  крутые  склоны с
карнизами.  Ущелье  реки  Ангишт Северный постепенно заворачивает
налево,  после висячего ледника - направо, а потом снова налево и
вниз,   к  слиянию  с  рекой  Гарба.  Здесь  долина  расширяется,
появляется  хорошая  тропа, ведущая вплоть до озера Искандеркуль.
Технической сложности ни подъём, ни спуск не представляют.

    Перевал Удобный (1Б, 4000м).

    Ведет   через  основной  Гиссарский  хребет  из  долины  реки
Дикон-Дара  (Замбар)  (правый  приток реки Сарытаг, бассейн озера
Искандеркуль)  в  верховья  реки Диахан-Дара (западный исток реки
Каратаг).  Река  Дикон-Дара - первый после кишлака Канчоч (второй
по  ходу от озера Искандеркуль) правый приток реки Сарытаг. Вдоль
неё  к  стоянкам пастухов и чумологов ведёт автомобильная дорога,
сначала (если идти вверх по долине) по правому берегу, а потом по
левому.  В  том  месте,  где дорога уходит вправо от берега реки,
можно  свернуть с неё и пройти по тропе вдоль обрыва. Дальше путь
ведёт по довольно широкой долине, которая постепенно сужается при
подходе  к  месту  слияния  двух истоков р.Дикон-Дара. Идти нужно
налево,  потом  прямо  по  ходу  (не  прижимаясь  к правому борту
ущелья),  выбраться  по  относительно  крутому склону на моренные
поля.   Здесь,  в  зависимости  от  дальнейших  намерений,  можно
повернуть  на  любую  из  пяти  седловин  перевала Удобный. Самая
восточная  из  них  имеет  сложность  1А, остальные - 1Б. Спуск с
седловин  3,4,5 ведет непосредственно к реке Диахан-Дара, а с 1,2
-  выше по течению, в боковое ущелье левого её притока. Седловины
3,4  очень  хорошо видны снизу (от конца мopeн) и путь к ним ясно
просматривается.  Это  очень  ровный  и  пологий  подъём. Спуск с
седловины  3  на  юг  -  крутой  кулуар (градусов до 40 в верхней
части), лавиноопасный при большом количестве снега, но солнцем он
освещается несколько позже, чем спуск с седловин 4,5. При твердом
насте  в  верхней  части  требуется страховка. От слияния верхних
истоков  р.Дикон-Дара до перевала - 3 часа ходу. Время спуска при
хорошем состоянии снега - в пределах часа.

     Перевал Пeтрoгpадский (1Б, 4000м). 
         
    Ведёт через Мачитлинский отрог из верховий реки Диахан-Дара к
реке   Хазор-Хана   (левый,   восточный  исток  реки  Ширкент)  и
Ширкентскоиу   барьеру.  Седловина  расположена  справа  по  ходу
(западнее) характерной двурогой вершины, хорошо видной с перевала
Удобный.  Необходимо  идти все время вдоль реки вплоть до крутого
подъёма  на ледник. Далее можно пройти вдоль правого борта долины
с  последующим  поворотом  направо  и ещё одним крутым подъёмом с
выходом  почти  на  уровень  седловины которая будет видна слева.
Возможен и другой вариант (которым шла наша группа): выбраться на
моренные  валы  прямо  по  ходу  и,  не  теряя высоты, постепенно
забирать налево, ближе к югу, выходя на ту же плоскость под самым
перевалом. Подъём от стоянки под перевалом Удобным занимает около
3  часов.  На спуске относительно крутые (градусов да 30 и более)
участки  чередуются  с  пологими.  После первого километра ущелье
поворачивает налево и далеко впереди становится видна долина реки
Хазор-Хана. Время спуска очень сильно зависит от состояния снега,
но технических трудностей этот путь не представляет.

    Дневник путешествия

	6 мая, 0  день. 
После  всех изменений, внесенных в маршрутную книжку, в последний
момент  еже  двое  отказались  от  участия  в  походе (Т.Чурина и
Д.Щербаков), поэтому в нашей группе осталось только шесть человек
(всего  -  12).  До  Душанбе  долетели  без  приключений, если не
считать  часовой задержки в Алма-Ате. Был уже поздний вечер, и мы
в  полной темноте расположились на травке около ближайшей чайханы
аэропорта.

        7 мая, 1  день.  
Утром  поехали  на  автовокзал. Единственная прямая связь с ним -
это маршрутка номер 16, но мы поехали с пересадкой на троллейбусе
(3  и  8).  Оставив вещи под присмотром двух дежурных, заехали на
базар,  ближайший  к  автовокзалу,  а  также  в кассу Аэрофлота -
проставить  места  на  обратный  рейс, купили бензин. После этого
доехали  на рейсовом автобусе до посёлка Шахринау. Примерно через
час  мы  уже  стояли  у поворота дороги, ведущей вверх вдоль реки
Каратаг.   Подъехать   нам   удалось  только  до  военной  части,
расположенной  в  одноимённом  кишлаке, после чего началась пешая
часть  похода.  Пройдя  за  два часа около 8 км, мы устроили себе
полдник   на  берегу  реки,  договорились  с  шофёром  небольшого
грузовичка,  проезжавшего  мимо,  и  за  35  рублей  он нас довез
практически  до конца дороги, до реки Сорбин. Был уже вечер, и мы
расположились на ночлег.

 	8 мая, 2 день. 
Поднявшись  в 8 часов, мы вышли 9.20, перешли вброд речку и через
пару  километров оказались уже у последнего кишлака в долине реки
Каратаг   -  Хакими.  Тропа  вела  на  левый  берег  реки,  и  мы
последовали  за  ней.  После следующего перехода наконец-то из-за
гребня   выглянуло   солнышко.   Здесь,  у  места  впадения  реки
Тимур-Дара в реку Каратаг, мы встретились с группой новосибирских
туристов,  уже  заканчивавших  свой  поход,  в  т.ч.  и академика
Кнорре. Уже через час мы подошли к повороту долины, где сливаются
реки Диахан-Дара и Пайрон. Стало совсем жарко... Мимо (в марлевых
повязках)  пробежала группа девушек с Урала, а через два перехода
мы  были  на озере Пайрон (на последнем подъёме на завал пришлось
изрядно  попотеть).  Пообедали,  а  некоторые  еще  и окунулись в
ледяную  воду.  Озеро  небольшое,  но  очень красивое, а вдобавок
вдоль  тропы  (она  все  время идет по правому берегу реки) росли
алые тюльпаны. После трёх переходов вышли на снег и, найдя ровную
площадку практически напротив ущелья, ведущего к перевалу Ангишт,
остановились  на  ночлег.  Солнце  стояло  уже  низко  и  в  тени
температура быстро упала ниже нуля.

        9 мая, 3  день. 
Ночью  подморозило  (до  -2).  Дежурные готовили завтрак ещё при
свете луны, но во время общего подъёма (в 5.30) она уже скрылась.
Было  темно,  и  идти (выход в 6.45) пришлось при свете фонарика.
Наст  был  настолько крепким, что держался практически до вечера,
поэтому поднимались на ранте ботинок. Пройдя первые два километра
по  правому  берегу  ущелья, мы вышли на середину кулуара. Подъём
был  не очень крутой, градусов до 30. Выйдя из кулуара, мы попали
в  солнечную  баню,  повернули  направо  и  поднялись  на ледник,
скрытый  под моренами и снегом. Отсюда уже была видна перевальная
седловина,  подъём  на которую дался тяжело из-за быстрого набора
высоты  и  палящего  солнца.  На  перевале мы были в 14.00. Тур с
запиской,  естественно,  не  обнаружили.  Забирая  налево, обошли
скальную  гряду и быстро-быстро побежали вниз. Верхний слой снега
уже  подтаял,  но  наст под ним ещё держал, правда, под конец все
хуже  и  хуже.  Около  шести вечера нам пришлось остановиться, не
дойдя до слияния ущелий Гарба и Ангишт, так как (единственный раз
за весь поход) погода испортилась - пошёл снежок. 

	10 мая, 4  день.  
Ночью  -12.  Весь  снег  опять  замерз, а вместе с ним и ботинки.
Подъём  - в 7, выход - в 8.45, и - вниз. Очень быстро скатились к
месту  слияния,  пробежали  мимо  заросшего  травой озера Синев и
вышли    на   освещённое   солнцем   пространство   между   двумя
некатегорийными  перевалами,  ведущими  в  соседние долины. Тропа
здесь  идет  вдоль  древнего арыка, который вскоре кончается, так
как  ущелье  резко  уходит  вниз к озеру Искандеркуль. Через пару
часов  мы уже грелись на солнце в пойменном лесу, а ещё через час
-  на  берегу  озера.  Удобнее всего к нему выйти прямо по тропе,
которая  по  мостику, скрытому в кустах, переходит на левый берег
речки Сарыдевол (здесь тропу можно потерять), поднимается на него
(метров  на  пять)  и  снова  спускается,  ведя прямо через лес к
озеру. 

	11 мая, 5 день.
Подъём  в  8.15. Выход в 9.45. Немного отойдя от берега озера, мы
вышли  на  хорошую  тропу, что начинается рядом с первым от озера
логом  и, постепенно поднимаясь, выводит на автомобильную дорогу.
Эта  дорога  ответвляется  от  той, что соединяет кишлак Канчоч с
большим  миром, и кончается на пойме реки Хазор-Меч. Пройдя через
западный  пойменный  лес,  растущий  в  низовьях реки Сарытаг, мы
перешли  по  мосту  через  реку и остановились у камня с надписью
'Фаны',  оставшейся  с  тех времён, когда здесь проходил плановый
туристский  маршрут.  Воды  в  реке  было  мало, поэтому у нас не
возникло  никаких  проблем  на участке поймы от выхода из леса до
моста.  Дальше  можно  двигаться  двумя  путями:  либо по дороге,
идущей  по  правому берегу реки Сарытаг мима кишлака Канчоч, либо
по тропе, уходящей вверх от Фанского камня. Мы выбрали последнее,
однако  недостаточно  поднялись  и вышли на хорошую тропу лишь на
самом  верху террасы, немного не доходя до кишлака Сарытаг. Перед
ним  перешли одноимённую реку и двинулись дальше вверх по долине.
Сразу  же  за  кишлаком направо видна долина реки Арг и над ней -
пирамида  горы  Чимтарга,  высшей  точки  Фанских гор. На обед мы
остановились,   чуть-чуть  не  дойдя  до  устья  реки  Дикон-Дара
(Замбар). Погода, как всегда, была отличная: палило солнце и было
так  же  жарко,  как  и в предыдущий день (до 25 градусов). После
обеда,  пройдя  до  устья  реки  Кива-Хишвара,  мы  перешли  её и
двигались  дальше  уже  по тропе. Пятна снега в долине постепенно
сливались  в  одно непрерывное поле, перед которым мы и встали на
ночлег. 

	12 мая, 6 день.
Подъём в 4.15, выход в 5.25. Ночью опять хорошо подморозило, и на
перевал  мы  шли  как  по  асфальту. Светать начало в тот момент,
когда  мы уже выбрались на ледник, а первые лучи солнца встретили
нас уже на самом перевале. На верхнем участке спуска закрепили на
ледорубах  четыре  веревки, быстренько спустились по ним до более
пологого  участка и поехали кто как к перекрытой снежными мостами
реке  Диахан-Дара.  Солнце  довольно  быстро  растопило  снег, он
раскис,  и  последние спускавшиеся постоянно проваливались. После
этого  мы  полдня жарились в солнечной печке, спасаясь от палящих
лучей лишь в палатках.
	
	13 мая, 7 день.
Подъём  в  4.20,  выход в 5.10 (каша 6ыла приготовлена с вечера).
Снова  хорошо  подморозило, и снова мы шли как по хорошей твердой
дороге  на  сей  раз вплоть до самого конца спуска по снегу. Идти
(или катиться) было настолько легко, что мы за час сбросили более
километра  по  вертикали, пройдя около шести километров. У первых
скал   Ширкентского  барьера  мы  остановились  на  обед.  Здесь,
собственно,  и  образуется  река  Хазар-Хана в результате слияния
двух   потоков.  Мостик,  обозначенный  на  схеме,  отсутствовал,
поэтому  выбирать по какому берегу идти нам не пришлось. Но никто
об  этом  не жалел: настолько сильное и яркое впечатление оставил
этот  путь. Скалы барьера - это источенный эрозией конгломератный
пирог,  состоящий из более и менее разрушающихся слоев. Они лежат
практически  горизонтально  и  образуют  полки,  по которым очень
приятно  ходить.  Вниз  и  вверх  по  этим скалам ходить не менее
приятно,  т.к.  их  поверхность  напоминает по структуре наждак с
очень  сильным сцеплением с подошвой. По пути вниз вдоль реки нам
пришлось преодолеть три относительно крупных притока. Первый - по
веткам деревьев, через второй мы организовали навесную переправу,
затратив  на  нее  около  двух  часов,  а  третий перепрыгнули по
камням.   Летом,   по   видимому,  два  последних  притока  более
многоводны   и   переправа   через  них  сложнее.  На  ночлег  мы
остановились  около  брёвен,  перекинутых  через реку Хазар-Хана,
недалеко  от  её  слияния  с рекой Сандал-Дарья. Переправа по ним
была  бы  весьма  проблематична.  Заметим, что ближайший источник
чистой  воды  находится  на левом берегу реки Сандал-Дарья, менее
чем  в  полукилометре  от  слияния. Он вырывается из под камней и
скрыт в траве слева от тропы, идущей вдоль арыка.

	14 мая, 8 день.
Днёвка.  Часть  группы вернулась по тропе к Ширкентскому барьеру,
чтобы  еще  раз  полюбоваться ярко-алыми тюльпанами и походить по
скалам, а часть осталась загорать. 

	15 мая, 9 день.
Поднялись  в  7.00  и  вышли  в  8.40.  Пройдя чуть вверх по реке
Сандал-Дарья,  мы  перешли  её  по  мосту, затем по другому мосту
перешли  снова на левый берег уже реки Ширкент (ниже их слияния).
Мимо заброшенного кишлака Пашми-Кухна тропа уходит вниз по реке и
вскоре выводит на террасу над левым притоком - рекой Чолб. Его мы
пересекли  по  6ревну  и  под  трели  соловьёв  двинулись дальше.
Идиллия, однако, продолжалась недолго, т.к. тропа полезла вверх и
вскоре  потерялась.  Затратив на блуждания по склонам около часа,
мы,  в конце концов, снова спустились ниже, к тропе, идущей вдоль
6epera,  и вскоре вышли к реке 0лджар. Пройдя немного вверх от её
устья,  мы  перешли  её  по бревну и остановились пообедать. Было
очень  жарко  (под 30 градусов). Не обнаружив тропы, мы поднялись
вверх  по  этой речке и вскоре уже 6ыли около мостика, к которому
слева  сверху  спускалась  тропа  (no-видимому,  та,  которую  мы
потеряли).  Направо  от  этого места идёт ущелье по направлению к
перевалу  Пашми-Кухна,  но  мы,  доверившись  схеме и натоптанной
тропе,  пошли  дальше вверх по реке, по её правому берегу. Следуя
тропе,  мы  по  крупным  камням  перешли обратно на левый берег и
полезли  вверх.  У  нас было желание проверить возможность спуска
отсюда  в  долину реки Каратаг. Однако тропа вскоре исчезла, и мы
полезли  налево,  а  не направо, в результате чего потеряли много
времени, устали и заночевали на площадке, не доходя до перевала. 

	16 мая, 10 день.
Встав  в  7.30,  мы  вышли  в  9  и вскоре были уже на перекрытом
снежными  полями гребне. Путь налево по нему с переходом в долину
реки  Каратаг,  обозначенный  на схеме, не существует, в чем мы и
убедились.  Поэтому  мы  повернули  направо,  прошли  по перевалу
Пашми-Кухна, поднялись на вершину 2640 с железной треногой на ней
и,  уже  по  хорошей тропе, по6ежали по гребню вниз. При спуске с
этого гребня направо к реке Ширкент тропа теряется на травянистых
склонах,  но  проблем  при  этом не возникает. Перекусив в тени у
реки,  мы  за  час  дошли  до  дороги, начинающейся у базы отдыха
алюминиевого   завода.   Здесь  нам  повезло:  подъехал  автобус,
привезший ребятишек на эту базу, и захватил на обратном пути нас.
Подкатив  к  автовокзалу города Турсун-заде, мы тут же пересели в
рейсовый автобус и вскоре уже были в Душанбе. 

	17 мая, 11 день.
Естественно, базар, самолет и - мы в Новосибирске.


	Итоги путешествия

Поход  отличался,  прежде всего, прекрасными погодными условиями:
солнце  днем  и мороз ночью, что позволило 6ез проблем преодолеть
заснеженные  перевалы и, в то же время, хорошо отдохнуть. Девятый
и  десятый  дни похода показали также, что необходимо иметь 6олее
подробную информацию о подходах и выходах.