Первопрохождение перевала Лошадь (3А, 3700) вместо перевала Костарева (2Б, 3500)

Оба перевала соединяют долину р.Талдура и верховья долины р.Атбажи и ведут из цирка ледника, что лежит к востоку от вершины с отметкой 3933, на присклоновый ледник, спускающийся с этой вершины на северо-запад в сторону голубого озера. Путь к этим перевалам начинается от места впадения левого притока реки Талдура прямо напротив зимовья, расположенного на опушке лиственничного леса на правом берегу (лес этот растет на конусе выноса речки, текущей с ледника Некрасова). Прямо от реки приходится сразу же круто набирать высоту. Удобно при этом идти по левому берегу ручья, где есть тропа, протоптанная, судя по всему, пасущимися здесь зимой стадами и ведущая на расположенные на верху террасы пастбища. Выше, там, где вода пропадает под камнями, лучше всего идти по правой по ходу ложбине и, не доходя до левого борта долины, выйти налево на морены. Далее надо, по-прежнему не теряя высоты и не забираясь на моренный вал справа, пройти вдоль него до того места, где ложбина выводит уже на пологий осыпной борт долины. При этом слева внизу становится виден язык ледника, по всем признакам достаточно сильно отступивший за последние годы. Далее надо траверсировать осыпной склон и, опять же без потери высоты, выходить на открытый ледник. При этом надо иметь в виду, что камни в осыпи, как это обычно на Южно-Чуйском хребте, скреплены замёрзшей водой, а местами лежат на участках "мёртвого" льда. Ледник некрутой, но на его поворотах есть трещины. Поэтому лучше идти вдоль его левого края, где эти трещины легко обходятся. Слева по ходу над ледником возвышается стена пика 3933. Её ледовый северный гребень, постепенно понижаясь и выполаживаясь, упирается в скалы. С этой заснеженной седловины в цирк ледника спускается широкий и ровный, практически без перегибов и разрывов, ледовый язык, ограждённый с обеих сторон разрушенными скалами. Этот путь подъёма на гребень, названный нами впоследствии перевалом Лошадь ("Ат" по-алтайски), более безопасен, чем перевал Костарева, так как камни летят только по краям этого склона. Далее направо идёт скальный гребень, достигающий своей нижней точки (3500) на седловине перевала Костарева. Отсюда к узловой вершине поднимаются скалы и начинается скально-осыпная стена, которая, заворачивая вправо, замыкает цирк ледника. Здесь находится перевал Восход-2 (2А), который выводит к реке Карагелу-Арык (или Киренэльдуарык), левому притоку Иолдо-Айры.

С седловины перевала Костарева к леднику тоже спускается ровный ледовый склон, пересечённый несколькими вполне преодолимыми трещинами в нижней части. Протяжённость его существенно меньше, чем путь подъёма на перевал Лошадь, однако, как хорошо видно на фотографии, он изрядно засыпан камнями. В принципе, как показало наблюдение за этим склоном в течение нескольких часов, камни по нему летят хоть и регулярно, но довольно редко. Несмотря на это, мы решили не рисковать и подняться по более сложному и трудному, но, в то же время, более безопасному пути. С точки зрения выполнения намеченного маршрута такой выбор был, как это ни парадоксально, тоже более предпочтителен. Дело в том, что нами была запланирована ночёвка на седловине перевала с целью радиального выхода на пик 3933. Выяснилось же, что, во-первых, на перевале Костарева практически негде поставить палатку, а во-вторых, путь от перевала к вершине, как по верху скального гребня, так и вдоль него - не совсем пешеходный. В то же время на снежно-ледовой седловине перевала Лошадь палатку можно поставить, судя по всему, в любых условиях. И до вершины отсюда рукой подать. Из-за плохой погоды нам, к сожалению, не удалось на неё подняться.

Путь подъёма на перевал совершенно очевиден. От ночёвки на левобережных моренах надо выйти на ледник, пересечь его и подняться по лавинному конусу выноса до бергшрунда. Ниже него тоже есть трещины, но они плотно забиты снегом. Практически только на первой верёвке есть определённая камнепадная опасность: осыпающиеся со скал справа камни изредка всё-таки летят и в этом направлении. Подниматься надо практически по линии падения воды с небольшим уклоном влево, в обход относительно крутого лба, отходящего от скал справа по ходу. После ещё одной трещины в начале третьей верёвки и относительно крутого выхода от неё лёд имеет практически постоянный уклон (около 40 градусов). При обходе лба крутизна немного увеличивается. Примерно на 10-ой верёвке количество снега на склоне заметно возрастает, а после 12-ой крутизна уменьшается. Остаётся только преодолеть довольно широкую трещину, присыпанную снегом, и выйти на седловину. Всего подъём занимает порядка 6-7 часов, и на нём может понадобиться повесить до 14 верёвок.

Наиболее безопасный и простой путь спуска, которым мы, к сожалению, не воспользовались, начинается с небольшого подъёма по снежному гребню в сторону вершины. Далее надо свернуть направо на относительно пологий снежный склон и пройти по нему траверсом метров 300-400, после чего спуститься по льду к скальному ребру, ограждающему ледник с левой стороны. Дальнейший спуск по разрушенным скалам ребра и, где это необходимо, вдоль него практически весь проходится пешком и выводит на моренные поля ниже конца ледника.

По причине плохой видимости мы были вынуждены выбрать другой вариант: спуск по краю ледника вдоль скального гребня по направлению к седловине перевала Костарева. При этом в самом начале пути пришлось повесить 3 верёвки, а затем траверсировать довольно крутой (не менее 30 градусов)  присыпанный снегом ледовый склон.

Вниз от скальной седловины перевала Костарева уходит осыпной кулуар, переходящий в крутой рандклюфт. Вначале по нему можно идти пешком, а затем приходится вешать перила. (Удобнее всего закреплять их здесь на ледобурах). На этом пути встречаются два отвесных участка, где приходится спускаться в распоре между скалой и ледовой стенкой. рандклюфт заканчивается на отвесных "бараньих лбах", левее которых так же круто обрывается и ледник. Здесь есть возможность перейти в осыпной кулуар направо. Осыпь лежит на скалах и постоянно ползёт. Здесь надо аккуратно пройти по полкам и спуститься по ним влево, прямо под скальный сброс. Дальше вниз идёт широкая и очень длинная осыпь, выводящая на старые правобережные морены. С них можно спуститься к концу ледника, выйти на конечные морены и спуститься с них к голубому озеру. Ровный зелёный луг правого берега представляет собой горное болото с текущими по нему ручьями. Сухая и относительно ровная площадка для стоянки есть среди стлаников на холме чуть выше озера.

Всего на спуск по такому пути может понадобиться до 8 часов ходового времени и 8-9 верёвок перил.