Перевал Черноморец (2А, 3310)

Перевал ведёт через основной гребень Южно-Чуйского хребта с Талдуринского ледника на ледник Узургу (Восточный). Путь к нему от подножия перевалов Некрасова (1Б) и Гребешок (2А) совпадает с направлением движения к перевалу Троих (1Б) и идёт в обход скального гребня, отходящего от Талдуринской ограды. Пройдя по полого спускающемуся, а затем так же полого поднимающемуся леднику надо выйти к тому месту, где слева открывается вид на крутую ледовую стену перевала Девяти (2Б). Здесь необходимо, обойдя несколько поперечных трещин, выйти налево, на приподнятую над основным ледником заснеженную ледовую поверхность, а затем, не доходя до склона, повернуть направо. Некрутой подъём выводит на бугор, на перегибе которого приходится обходить несколько довольно широких трещин. Фактически это и есть перевал, потому как отсюда уже надо, продолжая двигаться в том же направлении, спускаться к скальной перемычке, ограничивающей ледник с юга. Перед ней, так же, как и на перевале Троих, лежит небольшое ледниковое озеро с плавающими в нём льдинами. Тур с запиской находится слева от него. Отсюда вниз уходит осыпной кулуар, по которому и нужно спускаться. Всего для того, чтобы дойти от подножия перевала Некрасова до поворота к перевалу Девяти требуется 1.5-2 часа, а на выход на седловину перевала Черноморец - ещё полчаса.

Путь спуска практически весь проходится пешком, так что не будь посередине кулуара крутого сброса высотой метров 5, перевал вообще можно было бы классифицировать как 1Б. А так - приходится вешать одну верёвку на спуск, что и позволяет считать всё-таки, что сложность этого перевала соответствует категории 2А. Напомню, что по каталогу он классифицируется как 2Б. Заметим, что при желании его можно пройти по пути именно такой сложности. Достаточно не повернуть в кулуар, а пойти прямо и спуститься по крутым ступенчатым скалам. Этот путь, однако, не только сложнее, но он и более опасен из-за лежащих на скальных полках камней. В кулуаре же практически только при спуске по верёвке возникает реальная опасность оказаться на пути камнепада. На всех других участках можно, прижавшись к скалам, спрятаться за их выступами. Недлинный спуск выводит на ровную заснеженную поверхность ледника Узургу. Трещин здесь практически нет и идти можно прямо по направлению к резкому провалу в правом гребне. Ледник фактически наползает на него, так что можно при необходимости не идти дальше вниз, а спуститься направо по ледовому языку к подножию перевала Троих. Если же дальнейший путь лежит на восток, то можно безо всяких проблем пройти по леднику налево и перевалить через перевал Безымянный (1А) в верховья реки Аккарасу.

Путь дальше вниз по леднику Узургу тоже достаточно прост. Здесь, правда, появляются трещины, но они легко обходятся. Можно пройти сначала по рандклюфту, а затем снова свернуть на тело ледника, дойти по нему до начала крутого склона и выйти на правобережные морены. Затем спуститься по камням к концу ледника и повернуть направо, чтобы обойти крутые скальные сбросы. Спуск по осыпи выводит в круто падающее русло пересохшего ручья, а затем - на поляну с ручейком. Здесь, при необходимости, можно вполне комфортно переночевать. Путь от седловины перевала до этого места занимает около трёх часов.
Короткий спуск отсюда по травянистому склону выводит к правому берегу речки. Дальше приходится снова уходить от ручья направо, чтобы обойти прижим. Спуск по травянистым склонам приводит к болотистой равнине, где сливаются поток, текущий с ледника Узургу и ручей, стекающий из-под одноимённой вершины. Пик Узургу (3146) легко отличить по огромному геодезическому пункту на его вершине. Тут, в принципе, тоже можно найти место для палатки, но лучше пройти дальше и спуститься к слиянию истоков реки Узургу. До леса отсюда далеко, у реки - сплошные болота с комарами, поэтому надо повернуть направо и выбраться по травянистым склонам метров на 200-250 вверх. Здесь, среди заглаженных давно отступившим ледником скальных лбов всегда можно найти хорошее место для ночёвки. Одно из лучших, на котором мы и стояли, находится на берегу среднего из северных истоков реки Узургу, в небольшой котловине, открывающейся на юг красивыми скальными воротами. Подъём сюда от реки занимает не более часа. Заметим, что все остальные перевалы верховьев реки Узургу (Узургу Западный (1А), Сибстрин (2А), НИСИ (1Б), Троих (1Б)) прекрасно видны с этого места и идти до них совсем не далеко.