Пер. Мрачный (2А, 3300)


Ледово-осыпной перевал, соединяющий долины рек Тюнь (правый приток р.Джазатор) и Ошту-Айры (левый приток р.Карагем). Ведёт через основной гребень Южно-Чуйского хребта с ледника Тюнь Центральный на ледник Ошту-Айры. Расположен в самом дальнем северо-западном углу ледника правее характерной узловой вершины с отметкой 3518, представляющей собой ромб из светлых пород, обрамлённый рыжими скалами. Первое существенное понижение в гребне, идущем от вершины на юго-восток, и есть перевал Мрачный. Эта седловина хорошо видна издалека, но если идти вдоль левого борта ледника, то её очень трудно различить, так как она заслонена скальными гребешками.  Путь подхода к перевалу из долины реки Тюнь (или Левый Тюнь, как пишут на некоторых картах) ведёт вдоль её северного истока, который собирает в себя воды трёх ледников: Тюнь Центральный (Мрачный), Тюнь Восточный и того ледника, что лежит к югу от перевала Тронова. В самой долине удобных мест для палаток нет, поэтому для того, чтобы остановиться на ночлег, лучше подняться к обширным полям заглаженных скал с лужайками между ними. Можно также перейти на правый берег этого потока (что достаточно просто сделать недалеко от его слияния с восточным истоком реки) и, немного поднявшись, выйти налево, на поросшие травой широкие полки, служащие пастбищем для горных козлов. Удобно это место ещё и тем, что рядом течёт ручей с профильтрованной, кристально чистой водой. Отсюда по некрутому кулуару можно выйти дальше вверх и снова оказаться на берегу реки. Дальнейший путь вдоль берега без особых проблем выведет к месту слияния двух потоков (не более 40 минут от места ночёвки). Это место является ключевым при подходе к перевалу Мрачный, так как мимо него никак нельзя пройти. Дальше лучше всего продолжать идти вдоль правого берега ручья, довольно скоро пропадающего под камнями, и, постепенно набирая высоту, выйти налево, на верх широкого моренного вала. По нему и надо идти вплоть до границы открытого ледника, оставляя справа скальный остров, выдвинувшийся от левого борта долины практически на её середину. Идти по леднику лучше вдоль его левого борта, где лёд имеет постоянный уклон и практически нет трещин. Непосредственно перед перевалом этот путь приводит в рандклюфт, где, чтобы обойти трещину, надо выйти на осыпной борт долины и выйти практически к концу ледника. Отсюда направо поднимается осыпь, выводящая непосредственно на перевал.  Всего на подход к последнему взлёту требуется 2 - 2.5 часа времени, а на выход по осыпи вверх - не более 20 минут.

С ледника перед перевалом открывается замечательный вид на юг, где возвышается огромный узел оледенения Монгольского Алтая. С седловины же прекрасно виден профиль пика Иикту, а далеко на севере - вся центральная часть Северо-Чуйского хребта: массив Маашея, Карагем и Актру.

Спуск с седловины перевала на север ведёт сначала на плоскую снежную подушку, которая, если пойти по ней прямо, обрывается широкой трещиной, пересекающей весь склон. Поэтому надо идти левее и по лавинным выносам спуститься на её нижний край, пройдя по диагонали слева направо. Ниже этой трещины склон снова круто обрывается в ещё одну, не менее большую. Она, однако, также перекрыта снежным мостом, образованным лавинными выносами. Чтобы выйти на него, надо снова повернуть налево, пройти метров 50 траверсом, а затем спускаться прямо вниз вдоль лавинного следа. Идти удобнее вдоль его правого края, где снег не такой плотный, а ниже уйти от конуса выноса направо, перейти неширокий бергшрунд и спуститься по снежному склону на ровную поверхность ледника Ошту-Айры. Справа по ходу хорошо видны перевал Тюнь Восточный (2А) и профиль пика Иикту.

Ясно, что при большом количестве свежевыпавшего снега, описанный путь спуска может быть лавиноопасным. В то же время, после жаркой погоды снега на склоне может не быть совсем, а так как крутизна здесь никак не менее 30 градусов, то может возникнуть необходимость в перильной страховке. Без неё спуск до ледника занимает менее часа.

Дальше надо выходить к гряде камней, протянувшейся вдоль середины ледника, и спускаться вдоль неё, оставляя её слева от себя. На перегибе, откуда ледник круто уходит вниз, есть довольно большие поперечные трещины, но они легко обходятся. Дальше надо идти прямо вниз, постепенно поворачивая направо. Ледник заканчивается, обрываясь на крутых заглаженных скальных стенах. Однако у его правого борта можно выйти на осыпь, которая спускается между скалами и вырвавшейся из-подо льда рекой на галечные поля. Если же в дальнейшем необходимо двигаться в верховья северного истока Ошту-Айры, то можно, не спускаясь к реке, выйти у конца ледника на правый борт и пройти траверсом направо. Здесь, среди заглаженных скал, можно даже, в случае крайней необходимости, найти лужайку и переночевать. Если же идти до реки, то это отнимет времени примерно на полчаса больше, чем спуск с ледника прямо вниз.



Симонов Н.А.
г. Новосибирск, 1999 г.