Пер. Узургу Западный (1А, 2800)

Осыпной перевал, ведущий через южный отрог Южно-Чуйского хребта из долины реки Узургу к самому восточному истоку реки Тюнь. Путь к нему начинается с одной из полян среди заглаженных скал, оставленных отступившими ледниками. Сюда кроме перевала Узургу Западный выводит параллельный ему перевал НИСИ (1Б), а также перевалы Троих (1Б) и Сибстрин (2А). Мест для стоянки здесь много, но, пожалуй, одно из самых симпатичных находится у разлива в верховьях центрального из северо-западных истоков реки, там, где этот ручей прорывается сквозь скальные ворота. От этой поляны надо пройти примерно полкилометра вверх по правому берегу ручья, а затем через невысокий увал выйти налево. Отсюда уже хорошо виден перевал - первое явное понижение в гребне правее узловой вершины 3118.3. (Если перевалить левее её, то попадёшь к истокам реки Узунгур). Идти надо прямо к нему, перейти через ручей - самый западный исток р.Узургу - и подняться среди нагромождения скальных обломков к подножию взлёта. Держаться при этом лучше ближе к дну неявно выраженной ложбины, спускающейся из-под перевала, так как часть пути здесь можно пройти по траве, а затем выйти на плотный снег. Последний взлёт невысок: не более 50 метров, и представляет собой довольно крутой травянисто-осыпной склон. С седловины хорошо видна на юго-востоке вершина Узургу (3146) с установленным на её вершине топографическим пунктом, а в другую сторону - южный склон перевала Турист (2Б) и, левее его, пик Иикту. Если же посмотреть налево, в западном направлении, то можно увидеть высокий массив Шекелю - крайнюю восточную оконечность Катунского хребта. Примерно на таком же расстоянии ещё западнее на одной прямой с этой вершиной находится Белуха. Поэтому разглядеть можно только гребень пика Делоне, выглядывающий справа.

Путь спуска очевиден: прямо вниз по мелкой осыпи до курумников, заполнивших дно долины. Здесь лучше всего повернуть влево и пройти траверсом до травянистых склонов, спускающихся к ручью перед его впадением в озеро. Хороших мест для стоянки здесь нет. Только перед нижним концом озера есть на пригорке более-менее ровная и сухая площадка. Поэтому, если нет особых причин оставаться наверху, лучше спуститься дальше вниз.

Прямо от озера речка входит в каньон, круто падающий вниз. Поэтому идти надо левее, по травянистым склонам обходя эти сбросы, спуститься к реке при первой возможности и перейти на её правый берег. Дело в том, что оставаться на левом берегу нет никакого смысла, так как все дальнейшие пути ведут в правую сторону. Примерно через один километр речка делает крутой поворот направо и прижимается к основанию склона. Здесь, не доходя до этого поворота, можно найти хорошую щебневую площадку под палатку. Но это опять же на крайний случай, так как путь через перевал до этого места занимает примерно два с половиной часа ходового времени. Поэтому остаётся ещё как минимум полдня для подхода под следующий перевал или для того, чтобы просто выйти на хорошую площадку.