Материальное обеспечение группы Справочные сведения о группе и маршруте Техническое описание перевалов и
    участков маршрута

График движения

Расстояние указано с учётом коэффициента 1.2

дата время пункт на маршруте (высота(м) над уровнем моря) расстояние(км), перепад высот ходовое время характеристика пути
15.07 6:33 Выход с ночёвки у р.Чаган вблизи села Бельтир.
    Скальный барьер, перегораживающий широкую долину.   1:19 Автомобильная колея, местами размытая, по равнине вдоль реки. В конце второго перехода выход по дороге вверх на скальный бугор. Река остаётся слева внизу.
    Зимовье на берегу. Река уходит в ущелье, а дорога начинает забираться направо вверх на борт долины. 11.8 (+120) 0:50 Становится жарко. Воды нет вплоть до спуска дороги к реке за 10 минут хода до зимовья, где из под склона течёт ручей с профильтрованной чистой (в отличие от мутной в реке) водой.
  12:20 Ручей (судя по всему - арык, отведённый от речки, стекающей с верхних террас и впадающей в озеро Караколь). Обед. 9.0 (+250) 2:02 Колея зимника, довольно круто уходящая вверх. Постепенно поворачивает налево и выводит на террасы уже над р.Аккол. Слияние с р.Караоюк осталось внизу в ущелье. До этого места вполне можно подъехать.
  15:02 Южный берег озера, купание. 3.3 0:42 Искусственно созданный заливной луг, тропа вдоль речки, выводящая на бугор левее озера.
  17:33 Стоянка на поляне около зимовья Нижний Тура-Оюк. 6.0 (+30) 1:23 Ровная без перепадов тропа, местами выходящая на колею зимника.
Всего за 6 часов 16 минут пройдено 30.1 километра с набором высоты 400 метров.
16.07 6:56 Выход с ночёвки.
  7:40 Переправа через р.Верхний Тура-Оюк 3.0 0:44 Размытая колея, лошадиная тропа по равнине вдоль реки. Переправа вброд, вода по колено, максимальная ширина речки около 10 метров.
  11:40 Нижняя оконечность верхнего озера Аккол. Обед на верху моренных валов левого берега. 7.0 (+100) 2:23 Слабо натоптанная конская тропа. При подходе к завалу, за которым находится озеро, приходится временами продираться сквозь кусты и идти по курумникам. Вблизи места обеда из-под склона вытекает ручеёк с чистой водой.
    Нижний конец Софийского ледника.   0:30 Морены и галечные наносы левого берега р.Аккол.
  15:16 Левый борт долины в рандклюфте Софийского ледника. Тренировочный выход на ледник. 2.6 0:27 Выход в левый рандклюфт и подъём по нему до места, где возможен безопасный выход на тело ледника. рандклюфт по большей части забит мелким обломочным материалом.
  18:45 Стоянка на галечной площадке в ложбине левого борта долины, спускающейся от моренного озера. 2.2 (+450) 1:18 Россыпи обломочного материала на травянисто-осыпном склоне (слева остался водопад, вырывающийся прямо изнутри склона); неглубокая ложбина, ведущая среди осыпей вверх на склон; траверс курумника, лежащего на некрутом склоне; спуск с него в поросшую заболоченными луговинами ложбину, вдоль которой текут ручьи, просачивающиеся сквозь каменные завалы из моренного озера.
Всего за 5 часов 22 минут пройдено 14.8 километра с набором высоты 550 метров.
17.07 6:54 Выход.
    Моренное озеро   0:39 Подъём по пологому травянистому склону до конца ложбины; каменистые россыпи с участками травы, почти без потери высоты выводящие к озеру; переход по камням через исток речки, уходящей налево вниз к водопаду
    Верх скального гребня, отделяющего озеро от левого притока Софийского ледника (+100)  0:39 Подъём по крупным камням осыпи в скальном кулуаре. В верней части выход на плотный снег.
  9:25 Левый приток Софийского ледника 1.6 (-50)  0:21 Спуск по разрушенным скалам и крутой осыпи.
        0:20 Закрытый снегом ровный участок ледника проходим в связках.
        0:22 Открытый лёд крутизной около 20 градусов.
    Подножие последнего предперевального взлёта   0:53 Пологий закрытый ледник, связки.
  12:44 Предперевальные скалы   0:16 Снежный склон с постепенно увеличивающейся до 40 градусов в верхней части крутизной. Поднимаемся в кошках. Около скал снег раскисший и плохо держит.
  13:05 Перевал Гребешок (2А, 3350). Обед. 3.6 (+400)   0:15 Разрушенные скалы, переходящие в некрутую осыпь при выходе на гребень.
  22:45 Спуск с перевала в сторону Талдуринского ледника. (-200)  7:15  Кулуар, соседний с тем, что спускается от тура. Осыпь, лежащая на смёрзшихся камнях и льду (сразу же идём в кошках). Спуск вдоль скал справа по льду (1 верёвка). Далее - от скал вниз с уходом ещё правее, чтобы не попасть под камни, летящие из-под перевальной седловины. 1 верёвка на скальном крюке + ещё 7 на ледобурах. Некрутой ноздреватый лёд (около 30 градусов, только в верхней части до 40). Снега нет. Последняя верёвка - через 2 нешироких бергшрунда. Всего в сумме повесили 350 метров перил. Выход на снег.
  23:15 Закрытый участок ледника Талдуринский вблизи подножия пер.Некрасова. Стоянка. 1.2 (-30) 0:30 Ровный закрытый ледник, раскисший снег, связки.
Всего за 11 часов 30 минут пройдено 6.4 километра с набором высоты 500 и спуском на 280 метров.
18.07 8:33 Выход
  12:35 Перевал Троих(1Б,3270) 5.7 (-90+260-20) 3:11 Пологий закрытый ледник, спуск на открытый участок. Поворот налево вдоль скального борта долины, снова ровный закрытый ледник с небольшим количеством узких трещин. Налетает гроза, сильный ветер и дождь в лицо. Вершины затянуты облаками, видимость падает до 200 метров. Выход к ледовому валу в основании склона п.Близнецы справа по ходу. Пологий спуск к ледниковому озеру. Выход вдоль его правого берега (голый лёд) и подъём через ледовый барьер направо. Спуск по пологому снежнику к камням на перевальной седловине.
  15:10 Подножие скального склона, граница ледника. Обед. (-350) 1:15 Переход по камням вдоль гребня направо, спуск по кулуару (промоине).
  18:03 Озеро ("горных духов") 1.9 (-140) 0:57 Плотный снег в правом рандклюфте. Мокрые камни с участками травы между ними. Спуск по узкой щели в обход сброса при выходе непосредственно к воде.
  20:35 Стоянка среди болот у р.Узургу 3.7 (-400) 1:26 Выход направо в обход сбросов, спуск по скользким курумникам к травянистым лужайкам около ручья. Спуск вдоль ручья налево вниз к реке (трава, местами стланики). У реки - кочкарник, стланик и болота. Снова комары.
Всего за 6 часов 49 минут пройдено 11.3 километра с набором высоты 260 и спуском на 1000 метров.
19.07 13:43 Полуднёвка, выход после обеда.
  16:54 Пер.Узургу Западный (1А,2800) 3.4 (+420) 2:07 Подъём между северо-западными притоками р.Узургу по траве и камням среди кустарника и скальных выходов. Выход на верх бараньих лбов, поворот налево в сторону явного понижения гребня. Пересекаем "рандклюфт" и по большим камням, а затем по плотному снегу поднимаемся к подножию перевального взлёта. Последний взлёт - травянисто-осыпной.
  18:05 Заросший торфяником разлив ручья. 0.7 (-170) 0:47 Спуск по осыпному склону серпантином, в основном по мелкой щебёнке. Выход к курумникам и спуск прямо по ним вниз к ручью.
  19:27 Кочковато-каменистый бугор у нижнего конца озера. Стоянка. 1.2 (-80) 0:55 Спуск по крупному курумнику вдоль ложбины ушедшей под камни речки. Выход к заболоченным травянистым полянам около озера. Переход вдоль левого берега почти до нижнего конца озера.
Всего за 3 часа 49 минут пройдено 5.3 километра с набором высоты 420 и спуском на 250 метров.
20.07 8:35 Выход.
  11:09 Кедровая роща в долине р.Тюнь Восточный (Левый). Попытка переправиться. Обед. 5.6 (-300) 1:56 Спуск по крутым травянистым склонам в обход каньона, выход на левый берег речки. Выход на еле заметную тропинку среди кустов и поросших травой камней. Пересекаем болото и сквозь плотные заросли стланика спускаемся к кедровой роще. Места для стоянки под деревьями нет. Пытаемся переправиться, но поток слишком сильный. Обедаем.
    Правый берег правого истока р.Тюнь Восточный. 1.8 (+50) 1:06 Возвращаемся через стланик и болото назад, к левому истоку реки до его слияния с правым. Переправа по камням сначала через него, а затем через северный исток, текущий из-под перевалов Мрачный, Тюнь Восточный и Тронова.
  18:05 Стоянка на лужайке среди россыпей камней высоко над долиной реки. 0.6 (+100) 0:25 Подъём по травянистому склону к подножию скал. Выход по козьей тропке к поляне рядом с ручьём, текущим из-под камней (козьим водопоем).
Всего за 3 часа 27 минут пройдено 7.0 километров со спуском на 300 и подъёмом на 150 метров.
21.07 8:01 Выход.
  8:40 Слияние потоков, текущих из-под перевалов Мрачный и Тюнь Восточный. 1.8 (+180) 0:39 Выход по скальному кулуару вверх к правому берегу речки. (Подъём как по лестнице по некрутому курумнику). По траве и камням вдоль потока, обход пары прижимов по некрутым скальным лбам. В конце перехода - наледь, перекрывшая б'ольшую часть ложбины.
    Граница ледника, текущего из-под перевала Мрачный. 2.4 (+370) 1:32 Подъём по скальному гребню высоко над правым берегом речки, выход на плоский моренный гребень, разделяющий долину на две части. Переход по моренам левее скального массива, возвышающегося практически посередине (правее скал есть существенное понижение, отделяющее их от левого борта долины), и выход к открытой части ледника (Тюнь Центральный). Левее и ниже ледник покрыт моренами.
  13:06 рандклюфт в основании осыпи под перевалом Мрачный. Обед. 1.8 (+200) 1:04 Подъём в кошках по открытому леднику с отклонением вправо от направления на седловину перевала. Выход по снегу к левому борту долины и подъём в левый рандклюфт. Ледник ровный, трещины сосредоточены в основном у его правого борта.
  20:23 Ровная заснеженная поверхность ледника Тюнь Центральный. Стоянка. 0.5 (+20) 0:10 Выход налегке на перевальную седловину для разведки. Полуднёвка. Выход из рандклюфта на ледник.
Всего за 3 часа 25 минут пройдено 6.5 километров с набором высоты 770 метров.
22.07 6:55 Выход.
  7:15 Перевал Мрачный (2А, 3300). 0.4 (+130) 0:20 Переход по снегу к основанию осыпи. Подъём вначале по снегу вдоль осыпи, а затем по осыпи на перевальную седловину. Записки в туре не обнаружили.
  9:15 Ровная поверхность ледника Ошту-Айры. 1.0 (-380) 0:57 Спуск в кошках тремя связками по крутому снежному склону. Идём вначале прямо вниз, затем влево в обход крутого сброса, а потом снова направо в забитую плотным снегом трещину. По ней снова налево, а затем прямо вниз вдоль лавинного следа, из которого выходим направо на постепенно выполаживающийся снежный склон. В его нижней части - неширокий бергшрунд, перешагнув который, спускаемся на ровный ледник.
  10:46 Стоянка на ровных щебневых площадках между двумя истоками р.Ошту-Айры. Обед. Полуднёвка. 2.4 (-500) 0:56 Идём в кошках по открытому льду. Выходим на середину ледника и спускаемся правее срединной морены. На перегибе пришлось обойти пару трещин, ниже которых вниз ведёт довольно крутой (градусов до 30) лёд. Спуск до того места, где ледник заканчивается, наползая на отвесные бараньи лбы. Выход направо на осыпь и спуск вдоль правого берега речки, вытекающей из-под льда.
Всего за 2 часа 13 минут пройдено 3.8 километра с набором высоты 130 и спуском на 880 метров.
23.07 8:35 Выход.
    Слияние истоков р.Ошту-Айры, текущих из-под перевалов Стройгаз и Талдуринский. 2.6 (+300) 1:50 Вверх по левому берегу реки Ошту-Айры (скользкие от дождя камни). Выход по курумникам и травянистым склонам бараньих лбов в обход каньона на галечники около реки. Слияние - единственный ориентир в плотном тумане.
    Правые морены в верхнем цирке ледника под перевалом Талдуринский. 2.1 (+380) 1:08 Переход по снежному мосту на правый берег речки. Подъём по правому моренному гребню в обход крутого ледового лба конца ледника.
  15:45 Перевал Талдуринский (2А, 3300). 1.6 (+200) 2:45 Надев кошки и связавшись, пересекаем закрытый ледник (есть небольшие трещины) и подходим к подножию снежного склона, спускающегося фактически с узловой вершины с отметкой 3574. Подъём в связках до верхнего края трещины, пересекающей весь склон. (Ниже неё тоже есть несколько трещин, но они были забиты снегом). Проходим вдоль трещины как можно левее и выходим вверх по практически открытому льду. 3 верёвки вертикальных перил (ледобуры) до разрушенных скал на перевальном гребне. Переход вдоль гребня с небольшим спуском к перевальной седловине.
  16:40 Левые морены Талдуринского ледника. Обед. 0.8 (-150) 0:20 Спуск по неприятной осыпи местами из крупных плит с участками льда под и между ними. Выход на снежник и спуск вдоль границы ледника к тому месту, где из-подо льда вытекает водный поток.
  19:40 Пологие, поросшие местами травой старые боковые морены Талдуринского ледника с текущими чистыми ручьями. Стоянка. 4.4 (-350) 0:45 Спуск по открытому леднику вдоль его левого края. Трещин нет. В верхней части местами достаточно скользко без кошек.
Всего за 6 часов 48 минут пройдено 11.5 километра с набором высоты 880 и спуском на 500 метров.
24.07 9:52 Выход.
    Правый берег р.Талдура у её истока. 2.7 (-350) 1:20 Спускаемся на открытый ледник и пересекаем его до скального гребня, разделяющего западную и восточную ветви. Перебираемся через жёлоб ледниковой речки и выходим на срединную морену. Без проблем спускаемся с неё на восточную часть Талдуринского ледника. Обход больших трещин и выход на ровный ледник. Пересекаем его и спускаемся вниз вдоль правого края. В нижней части приходится выходить в неглубокий рандклюфт, а из него - на некрутой моренный склон, спускающийся к реке.
  12:50 Лиственничная роща вблизи зимовья. Обед. 5.5 (-100) 1:10 Галечник правого берега реки. Выход на старые моренные холмы, местами поросшие травой и кустарником. Первые деревья. Спуск на обширное галечное поле, упирающееся в конус выноса ледника Некрасова. Перепрыгиваем через один из ручьёв, текущий из-под склона и останавливаемся на обед под лиственницами. Отличный вид на Талдуринский ледник и пик Иикту.
  16:01 Селевые выносы ручья, текущего из-под пер.Ленинградский 3.1 0:41 Лиственничный лес, заболоченная искусственным орошением поляна у зимовья, тропинка, выводящая на каменистый гребень и пропадающая после него. Дальше идут в основном заболоченные лужайки, разделённые невысокими каменистыми увалами. Тропы нет.
  18:30 Стоянка у тропы на склоне правого берега высоко над р.Талдура чуть ниже по течению, чем зимовье Кокярык. 5.9 (-100) 1:51 Обширные каменистые поля, поросшие чахлой травкой. Небольшие участки леса отступают к самому борту долины. Появляется слабо набитая и постоянно разветвляющаяся на отдельные пути тропка, по-видимому, овечья. Местами тропа спускается на заболоченные лужайки и пропадает на них. Река течёт практически без уклона, разливаясь в обширные озёра. Чуть выше зимовья Кокярык русло резко сужается и вода довольно круто уходит в ущелье. Лес снова подходит к реке.
Всего за 5 часов 02 минуты пройдено 17.2 километра со спуском на 550 метров.
25.07 7:35 Выход.
    Правый берег р.Талдура примерно посередине между зимовьями Текетуру и Кып. Поворот к пер.Теустан(?). 3.2 0:44 Тропа по каменистому склону выводит на травянистые луга и пропадает. Выходим на колею зимника и спускаемся к берегу реки. Зимовье Текетуру остаётся незамеченным нами слева внизу в распадке.
    Широкий луг на берегу реки. Источник чистой воды, текущей из трубы. Напротив, на левом берегу - зимовье. 4.0 0:54 Идём сначала по колее, а затем по тропе вдоль берега реки. (Направо вверх тоже уходит колея). При подходе к правому притоку (небольшой ручей) приходится идти по затопленному лугу. Тропа выводит на скальный барьер, перегораживающий долину, а река уходит резко вниз. (Слева в р.Талдура впадает р.Мохро-Оюк). Тропа теряется среди скал. Спускаемся по крутому травянистому склону среди лиственниц к широкому лугу.
  12:12 Начало дороги. (Напротив, на левом берегу - овраги). Обед. 6.7 (-170) 1:44 Овечья тропка выводит вверх на каменистый увал и после спуска к лугу пропадает. Идём по границе заболоченного луга и каменистого склона. Выходим на широкий селевый конус выноса ручья с полосой лиственничного леса. Чуть ниже по течению в р.Талдура слева впадает р.Джело. Начинаются каменистые поля, на которых хорошо видна овечья тропа. Лес отступает к борту долины, остаются лишь отдельные, искривлённые ветром деревья. Обедаем у ручья на границе леса, там, где увалы, круто обрывающиеся к реке, заканчиваются.
  17:30 Стоянка у последнего перед с.Бельтир правого притока р.Талдура, немного не доходя до зимовья Оймок. 8.5 (-60) 1:34 Накатанная колея, местами пересекающая заболоченные из-за искусственного орошения участки луга. Проходим мимо зимовья Талдура и выбираемся чуть вверх на каменистую равнину. Позади хорошо видно устье р.Джело и гребень перевала Карагем далеко за ним. Дорога поворачивает вместе с долиной направо и выводит к протокам речки, стекающей из крутого ущелья справа. Склоны здесь уже голые, лес растёт только рядом с водой. Ставим палатки у последних деревьев.
Всего за 4 часа 56 минут пройдено 22.4 километра со спуском на 230 метров.
26.07 8:03 Выход.
  8:15 Зимовье Оймок. 1.0 0:12 Выходим на дорогу и идём до зимовья. Загружаемся в грузовик и едем в село Бельтир.
  9:45 Село Бельтир. (-70)
  13:30 Встреча с 5-кой.
  16:00 Выезд в Новосибирск.
Всего за день за 12 минут пройден 1.0 километр.

Всего за 12 ходовых дней пройдено 137.3 километра с набором высоты 4060 метров и спуском на 3990 метров. Повесили 120 метров перил на подъёме и 350 метров на спуске.