Пик Мечта (2А*,3530) Техническое описание перевалов и участков маршрута Выводы и рекомендации

Перевал Нижнешавлинский (1Б,3200)

Это простейший, если не считать перехода через моховое плато (перевал Орой или Ештыккол), перевал, выводящий к Шавлинским озёрам. По этой причине он является одним из самых посещаемых на Северо-Чуйском хребте. Ведёт он с ледника, что питает ручей, впадающий в Нижнее Шавлинское озеро в его середине, через северный отрог основного хребта на ледник Левый Маашей.

Путь к нему начинается прямо от озера, от стоянок на правом берегу ручья рядом с его устьем. Тропа сразу круто уходит вверх и поднимается по узкому гребню, выводя в ложбину, а затем - в безлесную верховую долину. Идти по этому гребешку под дождём (да и после него, пока тропа не подсохла) весьма небезопасно. Тропа проходит вдоль берега небольшого озера, а затем, постепенно поднимаясь, ведёт среди зарослей стланика в ложбину между правым бортом долины и подошедшим справа старым моренным валом. Примерно через два перехода от озера (полтора часа) тропа сворачивает вправо на старые морены, затем немного спускается, обходя по краю углубление в них, и выходит в ложбину между правым моренным валом и центральной, более молодой мореной. Далее она поднимается направо на эту морену, и, обогнув ещё одно углубление, в которое спускаются лавинные выносы, подходит к основанию правой моренной гряды. После этого тропа практически пропадает, а вскоре надо уже присматривать место, где будет наиболее удобно выйти на ледник, так как дальше начинается рандклюфт, идти по которому весьма неудобно. До выхода на лёд идти ещё часа полтора. (В принципе, чтобы сократить путь подхода, можно найти площадку под палатку и на обширных моренных полях, но воды здесь нет).

Нижнешавлинский перевал
с северо-запада

На пути по леднику препятствий нет, он пологий, обычно (начиная с июля) открытый и без трещин. Достаточно одного перехода, чтобы подойти к подножию перевального взлёта. Под ним в леднике две глубоких чаши, в начале лета заполняющиеся водой, в результате чего образуются два красивых голубых озера.

Сложность и опасность подъёма очень сильно зависят от количества снега на склоне. В разгар лета, когда снега нет, подниматься надо по скалам слева по ходу от двойного ледового языка, спускающегося с перевального гребня. Чтобы выйти на них, приходится сначала ползти вверх по осыпи, лежащей на льду и скрывающей под собой неширокий бергшрунд. По разрушенным скалам набита тропа, но идти по ней надо очень аккуратно: довольно круто и всё летит из-под ног. Тропинка выводит направо и поднимается вдоль границы со льдом на осыпь, выводящую уже на перевальный гребень. Чтобы попасть на перевальную седловину, надо двигаться направо вдоль гребня. Менее часа достаточно, чтобы подняться с ледника на перевал.
В конце лета возможен и другой путь подъёма: по скальному контрфорсу, выводящему практически прямо на седловину. Но такой вариант становится реальным только в том случае, когда полностью стаивает лёд, отделяющий эти скалы от перевала.
В снежное же время года, во-первых, северо-западный склон, по которому происходит подъём, становится лавиноопасным, а во-вторых, если лавины сошли и обнажили под собой голый лёд, подняться по нему без кошек становится практически невозможным. Это повышает сложность перевала до 2А.

Спуск с седловины на ледник Маашей существенно проще. Летом он ведёт по осыпи, нижняя часть которой, правда, лежит на льду, так что надо аккуратно проходить последние метры перед выходом на ледник. В снежное время в эту сторону нависает небольшой карниз.
Верхний и Нижний Шавлинские перевалы с ледника Левый Маашей
Верхний и Нижний
Шавлинские перевалы
с ледника Левый Маашей

На леднике препятствий никаких нет. Надо идти прямо вниз, в направлении той точки левого борта долины, где ледник делает поворот налево. Здесь, вскоре после выхода с ледника на морены, можно найти хорошие щебневые площадки для стоянки. Рядом текут ручьи и есть небольшие озёрца. Если, однако, есть время и дальнейший путь лежит вниз по леднику, то лучше пройти дальше. После поворота долины "тропа", намеченная туриками, выводит налево на моренные поля и, по мере спуска, постепенно смещается в сторону их левого края. Здесь можно свернуть налево и спуститься в моренный карман, заросший травой оазис с чистыми ручьями. До морен с перевала идти минут 40, а до моренного кармана - ещё полчаса.
Можно, не спускаясь в оазис, пройти дальше, спуститься по тропе с морен и остановиться на следующей поляне, где тропа делает поворот направо, а слева за завалом находится синее озеро. На этот переход потребуется ещё около получаса. До следующих мест для стоянки идти минут 20.

Всего на подъём от озера Шавло до перевальной седловины требуется 4 часа, а на спуск до первых площадок - 40 минут.