Перевал Надежда (2Б,3430) Техническое описание перевалов и участков маршрута Перевал Весенний (2А,3300)

Пик Маашей (2Б*,4177)

Маршрут по западному гребню - это, пожалуй, наиболее простой путь на Маашей, самую высокую вершину Северо-Чуйского хребта. Ещё проще, конечно, выход с восточного фирнового поля, но следует учитывать, что основная сложность в этом случае заключается в подъёме на это плато.
Путь начинается с перевала Надежда (2Б, но выход на него со стороны Абыл-Оюка имеет сложность 1Б).
Западный гребень пика Маашей
Западный гребень
пика Маашей
Прямо от седловины на юго-восток поднимается довольно крутой, обычно заснеженный ледовый склон, огороженный справа разрушенными скалами. Чтобы не возникало проблем, идти лучше сразу в кошках. За первым подъёмом следует ещё один, а затем гребень расширяется, идёт практически горизонтально и выводит на разрушенные скалы небольшой промежуточной вершинки. Она круто обрывается на восток, и спускаться с неё лучше всего слева по ходу, где можно обойтись без верёвки и метров десять крутого льда просто пройти лицом к склону. Спуск приводит на широкое снежное поле перевала Маашей-Абыл-Оюк (3А). (Попасть сюда можно и не заходя на перевал Надежда, а поднявшись непосредственно с ледника по довольно крутому ледовому склону с трещинами, см. фотографию 80 года). (См. также описание траверса Маашея в отчёте о походе туристов из СПбГУ 99 года под руководством М.Гудкова и фотографию из этого отчёта.)
Дальше на восток поднимается некрутой заснеженный склон, заканчивающийся наверху карнизом. В правой части, ближе к скалам, карниз сходит почти на нет. Поднявшись выше него, надо повернуть налево и выйти к подножию более крутого склона. Подъём до этого места занимает часа два.
Снежный гребень ограничен справа скальными выходами, а влево заканчивается карнизами. Широкий вначале, по мере подъёма он постепенно сужается, так что вскоре возникает необходимость связаться.
Вершина Маашея
После того, как гребень делает поворот влево, а затем направо, приходится идти практически по основанию карнизов, справа вниз при этом уходят крутые скалы. Дальше гребень идёт почти горизонтально, и каждый бугор на нём воспринимается как вершина. Определить, что вы находитесь на высшей точке можно только по тому, что гребень начинает понижаться и уходит влево, внизу открывается поле фирнового плато, а над ним - панорама вершин: Куркурек, Актру, Карагем, Южно-Чуйский хребет (Белуху в хорошую погоду должно быть видно ещё с подъёма на гребень).
Выход на вершину (если снега достаточно для того, чтобы можно было надёжно идти просто в связке) занимает часа полтора-два, то есть всего требуется около четырёх часов, чтобы подняться на пик Маашей с перевала Надежда. На возвращение по пути подъёма нужно часа два.