Техническое описание перевалов и участков маршрута Техническое описание перевалов и участков маршрута Пер. Анны (2Б,3300)

Долина реки Маашей

Река Маашей (Мажой) - это один из самых крупных левых притоков Чуи. Устье её находится примерно в 4 километрах ниже по течению от полуразрушенной плотины Чуйской ГЭС. Надо проехать по Чуйскому тракту примерно 10 километров дальше Акташа, чтобы увидеть остатки этого гидротехнического сооружения.

Путь от Чуйского тракта
в долину Маашея

Попасть к устью Маашея можно двумя путями: дойти пешком по тропе от ГЭС или (при удаче) подъехать на машине по дороге, которая начинается у Чибита и идет по террасе правого берега Чуи высоко над каньоном так называемого Мажойского каскада. Тропа спускается к дороге недалеко от деревянного моста, перекинутого через Чую немного ниже устья Маашея. За мостом, слева от дороги - довольно большая поляна, на которой стоит деревянный домик, база фирмы "Пилигрим" из Горно-Алтайска, где летом можно купить кое-какие продукты и помыться в бане. Дорога же серпантинами выбирается на крутой берег и выводит в долину Маашея. Река при этом остаётся слева внизу в каньоне.
Колея идёт по ровной степи, с которой открывается отличный вид как назад, на долину Чуи, так и вперёд, на вершины водораздела между Маашеем и его левым притоком Каракабаком.

Переход через Каракабак
Километра через полтора дорога спускается в небольшой лог, по дну которого течёт речка Карасу (буквально "чёрная вода", так в тюркоязычных республиках обычно называют пересыхающие летом ручьи. В сухое время года в русле этой речки, там где она течёт по плато, воды действительно нет: она уходит под камни и вырывается на поверхность только в долине Маашея). На пригорке над логом можно, при необходимости, поставить палатку.
Дальше дорога снова идёт по степи, проходит мимо зимовий, а затем разветвляется: одна колея уходит дальше по долине, поворачивает вправо, выбирается на плато и идёт в сторону перевала Орой (Ештыккол). Другая же спускается влево, к мосту через реку, затем круто поднимается на плато правого берега, проходит мимо озера Караколь и ведёт к реке Актру. У развилки течёт небольшой ручей и в последние годы регулярно стоят палатки альплагеря.
Чтобы двигаться дальше по долине, надо пройти немного по дороге, а там, где она начинает подниматься направо и где до недавнего времени стояло зимовье, свернуть влево в лес и по набитой тропе выйти к берегу Маашея. Здесь есть неплохие места для стоянки. От Карасу досюда около 3 километров, то есть около часа ходьбы.
Дальше тропа выходит из леса, идёт траверсом травянистого склона и спускается с него только перед Каракабаком. Приток мощный, по размерам мало уступает Маашею, перебраться через него можно несколькими путями. Один из вариантов - пройти метров 100 вверх по течению, где поперёк потока уже много лет лежит огромное бревно, к которому туристы даже прибили поручни. Идти по нему нормально, но выбираться - неудобно, а когда воды много, речка разливается, и после спуска с бревна приходится преодолевать ещё несколько проток. Лучше и удобнее пройти немного левее (ниже по течению), где через основной поток лежит недавно упавшая толстая лиственница, а через другие протоки туристы тоже положили брёвна. Этот путь выводит прямо к так называемой "Солнечной" стоянке. Отсюда в хорошую погоду открывается вид на северную стену пика Маашей. Идти до этого места около получаса.
Дальше тропа, идёт, в основном, по лесу, выходя иногда на заболоченные лужайки, километра через три с половиной подходит к завалу и выбирается на него по диагонали справа налево.

Озеро Маашей
За плотиной завала расположилось довольно большое озеро Маашей (длина его более километра). Образовалось оно, по историческим меркам, недавно, свидетельством чего служат стоящие в воде мёртвые деревья, которые придают пейзажу мрачноватый вид. У самого начала озера, на полянке рядом с тропой можно встать на стоянку, но за чистой водой придётся ходить к водопаду на другой берег залива.
Западная часть завала представляет собой хаотическое нагромождение камней, и тропа обходит его слева, ближе к правому берегу, чтобы потом вывести на обрыв в центре плотины. Идти от "Солнечной" стоянки до края завала часа полтора - два.
Отсюда следует крутой спуск к воде, а затем переход вдоль её кромки к левому берегу. При этом, чтобы сократить путь, приходится последние метров пятьдесят идти по плещущимся в воде брёвнам. Дальше тропа продолжает идти вдоль берега, местами петляя среди тальника, а иногда заставляя карабкаться по валунам курумников.

Последствия селя

Выше озера тропа ещё примерно километр идёт по кромке между осыпным склоном и поймой Маашея, затем подходит к опушке леса и практически сразу упирается в селевой вынос речки, текущей из под перевалов Счастливый (3А), Больших спортсменов (3А) и Мордовия (3А). Русло её загромождено поваленными деревьями, по одному из которых можно перебраться на другой берег. Идти от завала досюда не более часа.
Дальше тропа идёт по лесу и километра через два выводит ручью, текущему из-под перевала Анны (2Б). На излучине ручья находится "Кедровая" стоянка - последнее на пути вверх место для ночёвки в лесу. Выше, вплоть до ледника удобных стоянок нет, хотя, конечно, в случае необходимости, и площадку для палатки, и чистую воду найти можно.
Тропа после "Кедровой" стоянки переходит по камням через ручей, вытекающий из-под морены, и идёт, в основном, вдоль подножия склона, иногда выбираясь на него там, где река прижимается к берегу. Километра через полтора тропа, пройдя через заросли тальника, поворачивает вправо и поднимается на склон моренного вала.

Круглое озеро
между ледниками
Маашей.
Вдали - перевал Надежда
Отсюда совсем недалеко до языка ледника Маашей, а напротив, на правом  берегу виден вход в боковую долину ледника Правый Маашей, где находятся перевалы Актру (2Б) и Мастерский (3А). Тропа выходит на гребень моренного вала и идёт по нему до небольшого круглого озера, в которое впадает речка, текущая из-под морен ледника Левый Маашей. С моренного вала отлично виден весь ледник Маашей, перевалы Маашей (2Б), Тамма (2Б-3А), стена пика Карагем и нижняя часть ледопада перевала 60 лет Октября (3А). Если не спускаться к озеру, а пройти дальше по моренному гребню, то можно, перебравшись через жёлоб ледниковой речки, выйти на сверкающее белизной тело ледника.
Озеро проточное, речка, вытекающая из него, какое-то время течёт по ложбине между моренным валом и бортом долины, а затем уходит под камни, чтобы потом вырваться из-под них в нескольких местах уже в пойме реки Маашей.
Тропа поднимается от озера, а затем поворачивает направо, переходит по камням на левый берег ручья, и идёт вверх вдоль границы морен и лугов. Перед поворотом тропы налево луга заканчиваются, а прямо по ходу, за холмом, с которого стекает пересыхающий ручей, виднеется небольшое боковое ущелье, где притаилось красивое озеро. От него через невысокую седловину можно перевалить в соседнюю долину, в верховьях которой находится перевал Анны.
Тропа же идёт влево и выходит на моренные поля. Отсюда хорошо виден перевал Надежда (2Б) и западный гребень пика Маашей. Если пройти немного вперёд, то справа внизу открывается замкнутое осыпными склонами пространство, оазис в моренном кармане, где среди поросших сочной травой полян течёт чистый ручей.
Моренные россыпи дальше становятся более хаотичными, тропа пропадает, но её направление отмечено многочисленными туриками, которые показывают куда нужно идти для того, чтобы попасть на перевал Нижнешавлинский (1Б). После поворота направо становится видна и низкая седловина этого перевала в дальнем конце долины, и камнеопасный Верхнешавлинский перевал (2А) прямо напротив через ледник.