Перевал Маашей (2Б,3670)

Этот снежно-ледовый перевал - практически единственный логичный и безопасный путь с ледника Актру на ледник Маашей. Расположен он в самом начале северного отрога, отходящего от основного Северо-Чуйского хребта в районе узловой вершины (пика Тамма). Отрог этот служит водоразделом долин Актру и Маашей, в нём находятся вершины Актру и Куркурек.

Ориентация склонов перевала Маашей - северо-восток - юго-запад. Путь к нему начинается с широкого заснеженного пространства ледника Левый Большой Актру, расположенного между началом подъёма на верхнее поле ледника, скальными склонами пика Актру и лежащими ниже него участками ледовых разрывов, которые приходится преодолевать при подходе снизу (см. предыдущую страницу). Выйдя сюда, надо круто повернуть налево и идти вверх по некрутому заснеженному склону, который выглядит как ровное, без перегибов широкое белое шоссе, ограниченное слева ледовыми сбросами. Эти сбросы и скальный барьер под ними хорошо видны снизу. Трещин нет вплоть до самого верха, где крутизна перед выходом на широкий водораздельный гребень возрастает. Здесь, где проходит граница между лежащим наверху плоским ледником и сползающим вниз ледовым языком, есть довольно большие разрывы, но они просто преодолеваются по хорошим снежным мостам. После перехода через трещину надо забирать правее, оставляя слева конусообразную ледовую вершину (пик Радист?), и выходить на каменистые россыпи, где и находится перевальный тур.
Всего на подход от Голубого озера до начала подъёма требуется полтора часа, а на выход с ледника на перевальную седловину - ещё столько же.Путь подъёма к перевалу Маашей с ледника Актру

Спускаться с перевала на ледник Маашей можно разными путями. Один из вариантов - по разрушенным скалам, но это может быть слишком опасно. Также опасно спускаться вдоль границы скал и льда, который на середине спуска обрывается отвесными сколами. Ещё один вариант - уйти со скал направо, на ровный, но крутой ледовый склон, который придётся весь провешивать, а это - не менее 6-7 верёвок. Так что оптимальным, по-видимому, будет пройти по осыпи вниз насколько это возможно, а затем, надев кошки, выходить налево на лёд. При этом надо учитывать, что и под камнями местами попадаются линзы нерастаявшего льда. 
Ледовый склон вначале некрут, обычно на нём лежит снег  и по нему вполне можно идти в связках, обходя слева по ходу крутые сбросы. Путь этот приводит к верхнему краю забитой снегом широкой трещины, причём, если снега мало, то надёжнее повесить одну верёвку на последнем отрезке. Дальше надо траверсировать обратно вправо, чтобы перейти на нижний край трещины там, где она сужается. Можно, впрочем, не отклоняясь влево, сразу спуститься к этому месту по крутому льду, но одной верёвки может и не хватить. После этого, выбирая путь по ледовым полкам в зависимости от конкретной конфигурации трещин, надо спускаться в направлении лежащего ниже выката на ледник. В зависимости от количества снега на этом пути может понадобиться повесить 2-4 верёвки, так как и здесь встречаются участки крутизной более 40 градусов. Возможны различные варианты. Мы, в частности, прошли (повесив одну верёвку горизонтальных перил) по нижнему краю большой трещины влево, до того места, где можно спускаться прямо вниз по лавинному конусу выноса. Нам действительно удалось спуститься по нему (или рядом) в связке до самого ледника, но безопасным этот  вариант трудно назвать, так как над этим путём висят готовые оборваться ледовые сколы. Поэтому, в частности, мы постарались как можно быстрее уйти в сторону с линии их падения. Так что после преодоления большой трещины лучше постараться пройти прямо вниз, стараясь не уклоняться далеко в сторону, чтобы не попасть под ледовые сбросы.
Всего на спуск с перевала Маашей до ровной поверхности одноимённого ледника требуется 4-5 часов, хотя при удачном сочетании погодных условий и техничной работе группы может хватить и 2-3.

Дальше вниз по леднику надо двигаться по направлению к ледопаду, сползающему между нунатаком и концом длинного скального гребня, отходящего от правого борта долины. На подходе к нему есть трещины, для обхода которых может понадобиться отклониться влево. Ледник обтекает нунатак с двух сторон, и путь слева от него может, в зависимости от года и сезона, оказаться проще. Так оно случилось, например, в 1985 году, когда мы практически не заметили ледопада на подходе снизу к перевалу Тамма. В 2000 году весь этот ледовый поток оказался перерезанным широкой (до 20 метров) трещиной. В принципе, правый ледопад не очень крут, сильнее всего он разорван в верхней части, на перегибе, и, обычно, удаётся без особого труда найти путь в его лабиринте. Лучше всего при этом идти примерно по центру.

Ниже ледопада ледник ровный, открытый, двигаться надо прямо вниз, немного левее промоины, по которой течёт ледниковая речка. На камни выходить надо как можно позже, стараясь двигаться по открытому льду. Только там, где справа подходит засыпанный моренами язык с текущим по нему довольно мощным потоком, надо спуститься немного влево и вдоль моренной ложбины обойти эту речку. Ниже поверхность ледника представляет собой нечто особенное: это полого спускающаяся в долину и подёрнутая застывшей рябью ослепительно белая река. Пройдя по ней какое-то расстояние, надо уходить влево и искать место, где можно перебраться на моренный вал. Это не так-то просто сделать, так как текущий вдоль границы ледника поток талой воды пропилил глубокий каньон. По верху моренного вала, а затем по ложбине левее его идёт тропинка, выводящая к тропе на Нижнешавлинский перевал. Здесь, у круглого озера, первая приличная стоянка.
Переход по леднику от подножия перевала до тропы занимает 3 часа.



Симонов Н.А.
г. Новосибирск, 2002г.