Пер. Рокуэлла Кента (2А,4700) Техническое описание перевалов и участков маршрута Пер. Ашутор (1Б,4200)

Перевал Пилигрим (2Б,4500)

Единственный перевал, соединяющий ледник Безымянный с ледником Сарытор. Ориентация склонов: северо-восток - юго-запад.
Перевал Пилигрим с ледника Безымянный
Над седловиной торчит хорошо различимый издали скальный "палец". С ледника Безымянный на перевал ведёт крутой снежно-ледовый лавиноопасный склон, подрезанный бергшрундом. К седловине он постепенно выполаживается, а снега становится существенно больше, чему способствует и преобладающее направление ветра. Мы, чтобы свести риск к минимуму, начали подниматься не по центру, а левее скального обнажения.
Обработка склона перевала Пилигрим
Склон здесь более крутой, зато снега мало и лавинной опасности нет. Бергшрунд забит лавинными выносами и преодолевается без проблем. В результате, повесив 3 верёвки (по 50 м) на льду (есть узкие трещины), на четвёртой мы вышли на снег. Чем выше мы поднимались, тем больше была его глубина, так что конец верёвки пришлось закреплять на вбитом ледорубе. Для выхода на перевал повесили на снежном якоре ещё одну верёвку. Седловина снежная, достаточно широкая, при необходимости можно поставить палатку.
Вниз с перевала ведёт короткий и крутой осыпной кулуар.
Путь спуска с перевала Пилигрим
В нём вполне может лежать лёд, поэтому надёжнее спускаться в кошках.  Кулуар выводит на заснеженный висячий ледник, который круто спускается к основному телу ледника Сарытор. Наиболее короткий путь спуска - пройти немного вниз вдоль борта, а затем повесить одну верёвку в рандклюфте, на границе скал и льда. Здесь есть опасность того, что на спускающегося сверху полетят камни, но при должной аккуратности всё должно пройти нормально. Возможен и другой вариант: выйти на центр ледового языка и спускаться по нему, но сверху он не просматривается.
Кулуар, ведущий на перевал Пилигрим с ледника Сарытор
Такой путь может быть более предпочтителен при движении в обратном направлении, хотя, похоже, не каждый год он существует. Снизу видно, что и слева, и справа от него - ледовые сбросы, так что и эта часть вполне может оказаться разорванной поперёк.
Дальнейшее движение вниз по леднику Сарытор уже не представляет проблем. Удобнее идти вдоль правого борта, а затем, после поворота направо и спуска на плоскую нижнюю часть, выходить на центр и двигаться прямо вниз по направлению к озеру. Ледник постепенно сходит на нет, и с него можно спокойно сойти на конечные морены. Сверху этого не видно, и мы свернули к левому краю, где переход на морены оказался не таким гладким.
Путь к перевалу Пилигрим с ледника Сарытор (фокусное расстояние 28), перевал Сарытор Восточный

Ночевать перед перевалом можно прямо на плоскости ледника Безымянный. На подъём требуется около 3 часов (с учётом времени на обработку склона), и на спуск до морен - примерно столько же. Ровные галечные площадки есть недалеко от конца ледника. При этом на какой берег выходить - принципиальной разницы нет: при необходимости речка Сарытор преодолевается без особых проблем. Чтобы дойти до травянистых полян, надо спуститься ниже озера, на что потребуется ещё не более часа.
Перевал - хорошая 2Б, его вполне можно рекомендовать для включения в маршрут.