Краткая характеристика района похода Краткая характеристика района похода Справочные сведения о группе и маршруте


Транспортные и иные проблемы, возникающие на подъездах к началу маршрута и при выезде домой

Добираться до начала маршрута в районе Акшийрака удобнее всего через городок Каракол (или Пржевальск, как он назывался ещё совсем недавно). Если не разбрасываться деньгами, то тем, кто едет из Новосибирска, лучше всего сесть на российский поезд номер 225, идущий до Алма-Аты (или Алматы, как предпочитают говорить казахи, причём название города не склоняется), до вокзала Алма-Ата-1. Рейс этот ходит регулярно, через день по нечётным числам, чередуясь с поездом казахского подчинения (тот идёт до вокзала Алма-Ата-2). Народ уже давно прочувствовал разницу между ними и предпочитает ездить на более чистом российском, в котором, к тому же, в основном поддерживается порядок и можно быть уверенным в том, что плацкартный вагон не превратится в проходной двор и тебе не будут садиться на голову безбилетники, заплатившие проводнику. Билеты лучше покупать заранее, так как за несколько дней до отъезда даже места в купе полностью разбираются. (Нам в августе 2001 года плацкартные билеты до Алма-Аты стоили 753 рубля, т.е. около 26 долларов). Поезд выходит из Новосибирска вечером, идёт около полутора суток и прибывает утром на второй день.

О деньгах.
В поезде менять деньги нет смысла, так как на станциях рубли берут наравне с теньге (курс - примерно 4.8 теньге за 1 рубль). На вокзале Алма-Ата-1 обменный пункт с более выгодным курсом находится в подвале, рядом с туалетами. В Киргизии в ходу только сом (около 1. 5 сома за рубль), но в Караколе (в центре города) достаточно много обменных пунктов. Немного выгоднее везти не рубли, а доллары. К тому же, как оказалось, с фирмой, которая нас обслуживала, пришлось рассчитываться именно долларами. Сомы на теньге и наоборот лучше всего менять при пересечении границы на дороге, соединяющей Бишкек с Алма-Атой.

О регистрации.
В Алма-Ате и в Киргизии, как известно, надо регистрироваться (см. материалы по этой теме на mountain.ru). Это подразумевает, что российский паспорт у вас в полном порядке. Если вы только приехали, имейте при себе и билеты, так как в течение трёх дней в Алма-Ате можно находиться без регистрации. На вокзале милиционеры к нам даже не подходили, а вот в городе на них вполне можно нарваться. Самое главное - это иметь регистрацию на выезде. Когда мы на обратном пути сели в поезд, наши документы проверяли четыре раза. 
Весьма кстати в 2001 году вступило в силу соглашение между Киргизией и Казахстаном о взаимном признании регистрации. Это означает, что лучше всего сразу, не задерживаясь в Алма-Ате, доехать до Каракола и там зарегистрироваться. Стоит это около 3 долларов. Можно самим зайти в милицию (она находится недалеко от автовокзала) или оформить бумаги через одну из многочисленных турфирм. Кроме этого, на Терскее лесники могут потребовать при встрече пропуск в альптурзону (10 долларов), а для Акшийрака необходим ещё и пропуск в заповедник (ещё 10 долларов). Так что спокойнее не мучиться, а заранее связаться с какой-нибудь из фирм и оформить эти бумажки. Мы так и поступили. Приведу адреса трёх достаточно надёжных компаний:
1) "Туркестан" (мы пользовались их услугами, что обошлось нам не очень дёшево) 
psi@karakol.su
(Пышненко Сергей), http://www.karakol.su/rus/index.html
адрес: 722360, Кыргызстан, Иссык-Кульская обл., г.Каракол, м-н "Восход" 10/50
Тел.: +996 3922 59896 Факс: +996 3922 59896
2) khanin@infotel.kg (Игорь Ханин), Тел.: +996 3922 20548, Факс.: +996 3922 50163
3) "Неофит" (их услугами пользовалась группа из Московского университета, рук. Александр Зотов, sandy@medlux.ru
телефоны в Караколе (3922) 2-57-30, 2-57-37, 2-06-50, 4-22-78. E-Mail: fedoseenko@rambler.ru

Из Алма-Аты в Каракол можно добираться различными способами. Самый дешёвый вариант, скорее всего, это доехать до автовокзала и сесть на автобус Алма-Ата - Чолпон-Ата, а затем - на автобус до Каракола. (Томичи в 2000 году доехали до Балыкчи (Рыбачьего) за 670 теньге (около 4 долларов) с каждого, см. их отчёт). Немногим дороже обойдётся проделать этот путь на микроавтобусе. Дополнительный плюс у такого варианта - это то, что не надо заезжать в Бишкек. 
Второй вариант: автобус (или маршрутка) до Бишкека, а затем пересадка на автобус (или, опять же, на маршрутку) до Каракола или до Чолпон-Аты. По стоимости этот вариант сравним с первым, но в Бишкеке возможны нежелательные контакты с милицией.
Третий вариант: нанять машину прямо до Каракола. При этом, возможно, водитель предпочтёт ехать по восточной дороге через Кегень. Этот путь короче, но после Кегеня начинается довольно длинный участок плохой дороги. Именно на этом отрезке происходит пересечение границы Казахстана и Киргизии, и ни та, ни другая республика не находят денег на ремонт. Мы заранее заказали микроавтобус и ехали именно этим путём. Обошлось это нам достаточно дорого: 200 долларов за машину.
О пересечении границы. 
Никаких проблем не возникает, если у вас документы в порядке. На киргизском пропускном пункте пограничники попросили нас дать им что-нибудь поесть. У них, в отличие от казахской стороны, даже электричества нет, и еду, похоже, завозят им нерегулярно.

О Караколе.
Городок небольшой, но в последнее время, судя по всему, в нём бурно развивается туристический бизнес. Возникло множество компаний, предлагающих за вполне приемлемую цену нужные туристам услуги. Иметь дело, конечно же, лучше с теми, кто себя уже зарекомендовал. Расположен Каракол достаточно далеко от берега Иссык-Куля, на правом берегу одноимённой речки. Достопримечательностей, кроме музея Пржевальского в пригородном посёлке Пристань, нет. Есть, правда, дореволюционные, построенные из дерева мусульманская мечеть и православная церковь. Автовокзал находится недалеко от северного въезда в город. Почта, обменные пункты, основные магазины и небольшой базар находятся в центре. Это ближе к горам и западнее автовокзала. Основной базар - ещё западнее, к нему можно попасть, если двигаться от автовокзала прямо в этом направлении. В любую часть города можно дойти пешком, но можно и доехать на маршрутке (за 4 сома). Автобусы, говорят, ходят, но, похоже, вымирают. Ночевать можно в юртовом лагере компании "Туркестан" (чуть восточнее центра), но это дороговато (с нас семерых взяли 20 долларов за целую юрту). Дешевле можно переночевать на бывшей базе альплагеря (ныне - "Неофит"), либо в домике, либо в своей палатке. База эта находится на юго-восточной окраине города, мимо неё идёт дорога вверх по ущелью Каракол. 

О подъездах.
Попасть на Акшийрак можно пешком через какой-либо из простых перевалов: Котор (1Б,4300) или Ашутор (1Б,4200) из долины Чон-Кызылсу, Джукучак (1А,4040) из долины Джууку. В этом случае, однако, придётся тащить на себе груз на весь поход. Мы поступили по-другому. Почти за 400 долларов мы заказали машину (трёхосный Зил-131 с будкой всё в той же компании "Туркестан"), чтобы через перевал Барскаун (3816) доехать прямо к началу маршрута. Как известно, у западной границы массива Акшийрак, под ледником Петрова (там, где раньше работала метеостанция "Тянь-Шань") находится крупное месторождение золота, которое сейчас интенсивно разрабатывается канадско-киргизской компанией "Кумтор". Эта компания улучшила и поддерживает в хорошем состоянии кратчайший путь от рудника к Иссык-Кулю, к селу Барскаун. Поэтому, несмотря на большой перепад высот (подъём на 2200 метров от озера), через перевал можно проехать практически на любой машине. После него дорога выходит на сырты, обширные плоские пространства, и разветвляется: путь налево ведёт на рудник, а прямо - на перевал Суек (4026). Чтобы ехать дальше, нужна машина повышенной проходимости.
Выехали мы из Каракола перед обедом, к тому же нами было запланировано завершить поход на Терскее, и мы договорились заехать вверх по Чон-Кызылсу, чтобы оставить заброску около ФГС (физико-географической станции). Дорога, как оказалось, очень плохая, никто за ней не следит, вследствие чего мы потратили 4 часа на это дело. Так что, в результате, нам пришлось ночевать сразу после спуска с перевала Суек и добираться до реки Каинды только на следующий день. В первый день мы проехали более 150 километров за 6 часов, а во второй - 110 километров, тоже за 6 часов.
После перевала Суек дорога пересекает широкую долину, переходит по мосту довольно большую реку (северный исток Нарына), а потом долго тянется по плато вдоль южного края хребта Акшийрак. При этом приходится пересекать несколько речек, пара из них - довольно серьёзные (в том числе Карасай, левый приток Нарына), а мосты отсутствуют ( остатки одного из них стоят посреди потока). Водораздел между Карасаем и притоками реки Акшийрак (бассейн Сарыджаза) ничем не выделяется, какого-то заметного перевала нет. Дорога идёт по холмам и увалам каменистого плоскогорья сыртов. У моста через Каинды - стойбище, как я понял - егерей заповедника.
Теоретически, подъехать можно и через рудник "Кумтор", но для этого нужно связываться с руководством компании и получать у них разрешение. В случае успеха маршрут можно начать от реки Кумтор или, проехав дальше на северо-восток по сыртам, от истоков реки Сарычат.

С заездами в долины Терскея никаких особых проблем нет. На курорты Аксу и Джеты-Огуз ходят рейсовые автобусы и маршрутки. В Аксу они идут от базара. В любом случае можно договориться с шофёром. Вверх по Караколу тоже идёт дорога. Там, где она заканчивается, на слиянии Онтора с Кёльтором собираются что-то строить и по этой причине её начинают приводить в порядок. Она, однако, до сих пор не для всяких машин доступна. Примерно в таком же состоянии и дорога вверх по Арашану. Хуже обстоит дело с дорогой вдоль реки Чон-Кызылсу, по которой и до источников Джилису уже трудно доехать, а выше - требуется что-нибудь типа Газ-66. Да и то доехать можно только до разрушенного моста за километр до бывшей физико-географической станции (в доме живут, но станция бездействует).

О выезде.
Добираться обратно в Алма-Ату можно теми же путями, что и при заезде. Оптимальный вариант, по-видимому, через Чолпон-Ату. Мы предпочли ехать ночным автобусным рейсом в Бишкек (по 170 сомов), а затем (за 800 рублей на троих, хотя можно было и дешевле сговориться) - на маршрутке.
Билеты на обратный поезд лучше приобретать в Новосибирске. Часть нашей группы так и поступила, но, однако, эти билеты нам не понадобились. Приехали мы в Алма-Ату на два дня раньше, а к 7 сентября, как оказалось, летний ажиотаж уже спал, что позволило нам спокойно уехать в этот же день (за 3770 теньге или 770 рублей с человека за место в плацкартном вагоне). Неиспользованные билеты при этом сдать, по существующим правилам, нельзя: в кассе делают отметку, а деньги возвращают там, где билеты были куплены.

На этой странице я попытался поделиться с вами имеющейся у меня информацией, которая может быть полезна при организации похода в районе Терскей- Алатау и Акшийрака. Но наша группа была, естественно, не единственной, кто заезжал в горы через Каракол в 2001 году. Мнения других людей по этому поводу можно найти, например, на странице Омского сервера К2 и в отчёте А.Зотова из МГУ. Кроме нас, на Акшийраке в конце июля - начале августа прошла поход 4 категории группа из Москвы под руководством Д.А.Ремизова. Их отчёт тоже скоро должен появиться в сети на серверах mountain.ru и westra.ru


Краткая характеристика района похода Краткая характеристика района похода Справочные сведения о группе и маршруте


Симонов Н.А.
г. Новосибирск, 2001 г.